Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Петровой С.М., Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Республики Коми (167010, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 8) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2012 по делу N А29-8525/2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012, постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.09.2012 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Омега-Строй Сервис" (167000, г. Сыктывкар, ул. Жакова, 4) к Комитету лесов Республики Коми (167982, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108а) о расторжении государственного контракта от 24.05.2010 N 5, взыскании 8 034 447 рублей 72 копеек долга и 235 262 рублей 77 копеек убытков.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омега-Строй Сервис" (далее - подрядчик, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Комитету лесов Республики Коми (далее - комитет, заказчик) о расторжении государственного контракта от 24.05.2010 N 5 (далее - государственный контракт), взыскании 8 034 447 рублей 72 копеек долга за выполненные работы по контракту и 235 262 рублей 77 копеек убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2012 (с учетом определения от 26.01.2012) исковые требования удовлетворены частично. Государственный контракт расторгнут, с Республики Коми в лице Комитета лесов Республики Коми в пользу истца взыскано 8 034 447 рублей 72 копеек долга за выполненные работы по государственному контракту за счет средств республиканского бюджета. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Судом на основании исследования и оценки доказательств, представленных в материалы дела, установлен факт существенного нарушения заказчиком государственного контракта, который им был заключен от имени и в целях удовлетворения потребностей Республики Коми. При этом суды исходили из недоказанности комитетом факта некачественного выполнения работ и необоснованности отказа комитета от подписания направленных ему подрядчиком актов о приемке работ за июнь-октябрь 2010 года.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 125, 126, 309, 310, 450, 452, 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 1, 2 и 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполненных работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа от 05.09.2012 названные судебные акты нижестоящих инстанций оставил без изменения, отметив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным и исследованным по делу фактическим обстоятельствам. Производство по кассационной жалобе Министерства финансов Республики Коми (далее - министерство) прекращено, кассационная жалоба комитета оставлена без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции сделал вывод, что оспариваемые судебные акты не нарушают и не ущемляют интересов министерства, поэтому основания для отмены судебных актов применительно к пункту 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, суд согласился с выводами судов нижестоящих инстанций о заключении комитетом государственного контракта от имени и в целях удовлетворения потребностей Республики Коми за счет средств республиканского бюджета и признал комитет надлежащим ответчиком.
Суд указал, что при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование. На основании подпункта 21 пункта 5 Положения о Комитете лесов Республики Коми, утвержденного Указом Главы республики Коми от 25.06.2009 N 63, комитет осуществляет в порядке, установленном законодательством, функции государственного заказчика по формированию, размещению государственного заказа на выполнение работ в области лесных отношений на территории Республики Коми.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов министерство просит их отменить в части взыскания с Республики Коми в лице Комитета лесов Республики Коми за счет бюджета Республики Коми 8 034 447 рублей 72 копеек долга, ссылаясь на то, что оспариваемыми судебными актами в указанной части нарушаются права и законные интересы Республики Коми.
По мнению министерства для правильного рассмотрения дела суду следовало привлечь его к участию в деле, как государственный орган, уполномоченный представлять интересы республики Коми в судебных органах.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора судебного акта, принятого с нарушением норм материального или норм процессуального права, может быть вынесено при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и обсудив доводы, изложенные министерством, выводы судов, коллегия судей оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора не находит. Нарушения норм права коллегией судей не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А29-8525/2011 Арбитражного суда Республики Коми в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2012 по делу N А29-8525/2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012, постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.09.2012 отказать.
Председательствующий судья |
М.Г. Зорина |
Судьи |
С.М. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 2013 г. N ВАС-17828/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А29-8525/2011
Истец: ООО "Омега-Строй Сервис"
Ответчик: Комитет лесов РК
Третье лицо: ООО Омега-Строй
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17828/12
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17828/12
05.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4156/12
05.09.2012 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8525/11
17.07.2012 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3423/12
25.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1571/12
26.01.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8525/11