Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства обороны Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2012 по делу Арбитражного суда Тульской области N А68-1325/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Тульский оружейный завод" (далее - общество) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение) о признании недействительным результата межевания, принятия на кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела.
Третьи лица: государственное унитарное предприятие Тульской области "Тулземкадастр", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.02.2012 решение от 14.07.2011 и постановление от 14.11.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела общество уточнило требования и просило признать недействительным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области от 17.12.2010 N 30/10-56-14 "Об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости"; признать незаконными действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по принятию на учет уточненных границ и площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, расположенного на территории Клоковского аэродрома в Зареченском районе города Тула.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 решение от 28.06.2012 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 07.11.2012 отменил решение Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012, заявленные требования общества удовлетворил. Суд признал недействительным оспариваемое решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области от 17.12.2010 N 30/10-56-14 и обязал учреждение исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, внесенные на основании этого решения.
Не согласившись с постановлением суда кассационной инстанции, министерство обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанного судебного акта в порядке надзора. Министерство указывает на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права. По мнению министерства, судебные акты по делу нарушают его законные права и интересы как правообладателя, а также интересы Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации как землепользователя земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, частью которого является спорный земельный участок. Кроме того, министерство оспаривает право общества на земельный участок.
Судами установлено, что обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 10 000 кв. м для размещения и эксплуатации принадлежащего обществу объекта недвижимости - насосная станция с плотиной.
Право собственности общества на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке.
Предоставленный обществу земельный участок площадью 10 000 кв. м 28.01.1993 поставлен на кадастровый учет с присвоением участку кадастрового номера 71:30:010609:6.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок выполнены кадастровые работы, по результатам которых составлен межевой план.
Для осуществления государственного кадастрового учета уточненных характеристик земельного участка с кадастровым номером 71:30:010609:6 общество 17.12.2010 обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области с соответствующим заявлением.
Решением органа кадастрового учета от 12.01.2011 обществу отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Как следует из содержания указанного акта, основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета послужили следующие обстоятельства: местоположение границ уточняемого земельного участка не считается согласованным с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60; граница уточняемого земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60.
Посчитав, что местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, определены неправильно, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд кассационной инстанции исходил из следующего.
При составлении межевого плана земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 местоположение границ и площадь этого участка кадастровым инженером определены неправильно, в его состав включена площадь другого земельного участка с кадастровым номером 71:30:010609:6, предоставленного обществу, с расположенным на нем объектом недвижимого имущества, что нарушает права общества.
Включение в межевой план недостоверных сведений о местоположении границ и площади земельного участка свидетельствует о несоответствии указанного документа требованиям действующего законодательства, что является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Кроме того, в соответствии со статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) для целей согласования местоположения границ земельных участков орган кадастрового учета должен представить кадастровому инженеру сведения о смежных земельных участках и их правообладателях.
По отношению к земельному участку с кадастровым номером 71:30:999999:60 смежным является земельный участок с кадастровым номером 71:30:010609:6, принадлежащий обществу.
Неправомерное непредставление ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по запросу кадастрового инженера сведений об указанном земельном участке как о смежном также свидетельствует о нарушении порядка согласования местоположения границ земельных участков, установленного статьей 39 Федерального закона N 221-ФЗ.
Нарушение порядка согласования местоположения границ земельного участка в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 221-ФЗ является одним из оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы министерства о том, что выводы суда о незаконности действий учреждения и принятого решения основаны на неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств дела, являются необоснованными. Судами установлены все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора, а выводы суда кассационной инстанции основаны на правильном применении норм права. Из доводов министерства, изложенных в заявлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, следует, что заявитель фактически оспаривает право общества на спорный земельный участок. Настоящее дело рассматривается судами в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в рамках которой невозможно разрешение спора о праве.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А68-1325/11 Арбитражного суда Тульской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
Г.Д. Пауль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 февраля 2013 г. N ВАС-17504/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А68-1325/2011
Истец: ОАО "Тульский оружейный завод"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области, ФГУП Земельная кадастровая палата по Тульской области
Третье лицо: ГУП "Тулземкадастр", ГУП ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ТУЛЗЕМКАДАСТР", Департамент имущественных и земельных отношений Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, Управление Росреестра по То, Управление Росреестра по Тульской области, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17504/12
17.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17504/12
07.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-14/12
17.08.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3721/12
28.06.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-1325/11
17.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-14/12
14.11.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4138/11