Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N ВАС-3005/13
"О возвращении заявления"
Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Чистяков А.И., проверив заявление от 18.02.2013 N 2-мев индивидуального предпринимателя Берга О.В. (далее - предприниматель) о признании недействующими подпунктов "е" и "ж" пункта 13 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373, в части слов: "бланки, формы обращений, заявления и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением государственной услуги, приводятся в качестве приложений к регламенту, за исключением случаев, когда формы указанных документов установлены актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена свободная форма подачи документов", установил следующее.
В заявлении предприниматель ссылается на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта Правительства Российской Федерации противоречат норме части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку устанавливают ограничение прав граждан без цели защиты других конституционно-значимых ценностей.
В соответствии со статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации подсудны и могут рассматриваться им только дела, подведомственные арбитражным судам.
Между тем, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2004 N 1-П, если нормативный акт Правительства Российской Федерации принят во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом законе, и именно на основании такого уполномочия Правительство Российской Федерации непосредственно осуществляет правовое регулирование соответствующих общественных отношений, судебная проверка нормативного акта Правительства Российской Федерации невозможна без установления соответствия такого акта и (или) самого федерального закона Конституции Российской Федерации. Поскольку в данном случае возникает вопрос не просто о законности нормативного акта Правительства Российской Федерации, а в том числе о его конституционности, судебная проверка нормативного акта Правительства Российской Федерации может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства.
Таким образом, дело об оспаривании названных положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 как нормативного правового акта по основаниям, указанным в заявлении, не подведомственно арбитражному суду и, следовательно, не подсудно Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
Также суд отмечает, что согласно пунктам 2 и 5 части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должны быть указаны название, номер, дата принятия, источник опубликования, иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте и требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим.
В соответствии с частью 2 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к заявлению прилагается текст оспариваемого нормативного правового акта.
Заявление предпринимателя (пункт 4) содержит требование о признании недействующими подпунктов "е" и "ж" пункта 13 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 (далее - Правила), в названной части.
Однако предпринимателем к заявлению приложен текст подпунктов "а", "е" и "ж" пункта 14 названных Правил.
Также суд отмечает, что пункт 13 оспариваемых Правил не содержит пунктов "е" и "ж", оспариваемых заявителем.
Следовательно, не представляется возможным достоверно и определенно установить, какие конкретно положения Правил оспаривает предприниматель.
К заявлению предпринимателя приложен чек-ордер от 18.02.2013 об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления предпринимателя в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в размере 200 рублей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 129, статьей 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить заявление от 18.02.2013 N 2-мев индивидуального предпринимателя Берга О.В. о признании недействующими подпунктов "е" и "ж" пункта 13 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373, в части слов: "бланки, формы обращений, заявления и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением государственной услуги, приводятся в качестве приложений к регламенту, за исключением случаев, когда формы указанных документов установлены актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена свободная форма подачи документов", и приложенные к нему документы.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Бергу О.В. из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 18.02.2013 через филиал открытого акционерного общества "Сбербанк России" Центрально-Черноземный банк.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Судья |
А.И. Чистяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N ВАС-3005/13
"О возвращении заявления"
Текст определения официально опубликован не был