резолютивная часть определения объявлена 6 марта 2013 г.
определение изготовлено в полном объеме 14 марта 2013 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи - Пауля Г.Д.;
судей -Гросула Ю.В., Попова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петропавловской Ю.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "ПО "Химпром" (г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35) от 13.08.2012 о признании положений пункта 4 в части слов "проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации", пункта 9.8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" и пункта 5 приложения N 7 указанного акта в части слов "должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя, отчество" не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ПО "Химпром" (далее - ООО "Химпром", заявитель) - не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей;
от Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) - Артемова Р.С, доверенность от 13.09.2012 N 132-АБ, паспорт;
от Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) - Костецкая М.В., доверенность от 27.12.2011 N 01/281-АК, паспорт.
СУД УСТАНОВИЛ:
В связи с неявкой заявителя суд, руководствуясь частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определил рассмотреть дело без участия представителей заявителя.
От заявителя поступило ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания положений пункта 9.8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент) и пункта 5 приложения N 7 Административного регламента в части слов "должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя, отчество" не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.
Суд отказывает в удовлетворении ходатайства на основании части 8 статьи 194 АПК РФ, согласно которой отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.11.2012 N 10141/12 пункты 4 и 9.8 Административного регламента взаимосвязаны с пунктом 5 приложения N 7 и не имеют самостоятельного значения.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что обжалуемые им положения Административного регламента не соответствуют статье 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316), пункту 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679, пункту 1 Административного регламента.
Минэкономразвития России в представленном суду отзыве на рассматриваемое заявление изложило свои возражения, указав по существу заявленных требований на соответствие Административного регламента вышестоящим нормативным правовым актам, а также на то, что данный нормативный акт принят в пределах, предоставленных Минэкономразвитию России полномочий. Также Минэкономразвитие России просило суд прекратить производство по настоящему делу, ссылаясь на решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 по делу N ГКПИ09-1495, по которому проверялся на соответствие вышестоящим нормативным актам пункт 5 Приложения N 7 Административного регламента.
Минюст России в представленном суду отзыве на заявление поддержал правовую позицию Минэкономразвития России, также указывая на соответствие закону оспариваемых пунктов Административного регламента и на проверку этих положений Верховным Судом Российской Федерации, в связи с чем ходатайствовал о прекращении производства по делу.
Исследовав доводы, приведенные в обоснование заявленных по делу требований, изучив представленные по делу материалы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 7 статьи 194 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 194 АПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 N ВАС-6330/12 принято к производству заявление индивидуальных предпринимателей Тарасова С.М. и Боровкова А.А. о признании тех же положений Административного регламента, что и по настоящему делу, не соответствующими закону и недействующими по тем же основаниям.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2012 N ВАС-6330/12 производство по делу прекращено.
Прекращая производство по делу N ВАС-6330/12, суд, руководствуясь частью 7 статьи 294 АПК РФ, указал, что решением Верховного Суда Российской Федерации 02.12.2009 N ГКПИ09-1495 отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5 Приложения N 7 к Административному регламенту.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 10141/12 по делу N ВАС-6330/12 определение от 05.07.2012 оставлено без изменения.
Президиум при рассмотрении дела указал, что согласно пункту 4 Административного регламента исполнение Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает административную процедуру по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пункт 9.8 регламента предписывает Роснедвижимости проводить проверку отчета оценщика об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие методическим указаниям.
Приложение N 7 к Административному регламенту определяет форму акта проверки названного отчета, пункт 5 которого требует указать сведения о должностных лицах, проводящих проверку отчета.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N ГКПИ09-1495, отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5 приложения N 7 к Административному регламенту.
Верховный Суд Российской Федерации в своем решении дал общую оценку содержанию пункта 5 приложения N 7 к Административному регламенту, указав на то, что смысл данного пункта является ясным и определенным, не вызывающим никаких сомнений при его толковании правоприменителями, из его буквального толкования однозначно следует, что проверку отчета должны производить должностные лица Роснедвижимости, а не представители оценщика. По мнению Верховного Суда Российской Федерации, этот пункт также не предусматривает возможность передачи полномочий по проверке отчета исполнителю работ по государственной кадастровой оценке земель.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2012 N 10141/12 также, признавая обоснованным прекращение производства по вышеуказанному делу в части пунктов 4 и 9.8 Административного регламента, сделал вывод, что они взаимосвязаны с пунктом 5 приложения N 7 и не имеют самостоятельного значения.
Таким образом, поскольку уже имеются вступившие в законную силу судебные акты суда общей юрисдикции и арбитражного суда, по которым производилась проверка соответствия оспариваемых по настоящему делу положений Административного регламента, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для прекращения производство по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185, частью 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПО "Химпром" (г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35) о признании не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими положений пункта 4 в части слов "проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации", пункта 9.8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации 28.06.2007 N 215 и пункта 5 приложения N 7 указанного акта в части слов "должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя, отчество" прекратить.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть пересмотрено в порядке, установленном главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Д. Пауль |
Судьи |
Ю.В. Гросул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2013 г. N ВАС-11382/12
"О прекращении производства по делу"
Текст определения официально опубликован не был