Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей О.М. Козырь, Г.Д. Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Севералмаз" от 19.11.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 19.03.2012 по делу N А05-13751/2011, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.08.2012 по тому же делу, принятых по иску открытого акционерного общества "Севералмаз (далее - общество "Севералмаз") к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство) о признании недействительным (ничтожным) условий договора аренды от 21.07.2008 N 458 лесного участка в части применения при определении размера арендной платы коэффициентов превышения 1,5 и 1,25 установленных пунктами 2.1 и 2.1.1, приложением N 4 указанного договора, а также об обязании министерства возвратить 237 руб. 70 коп. излишне перечисленной за 2008 год арендной платы.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.03.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 решение от 19.03.2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.08.2012 указанные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора общество "Севералмаз" указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.
Судом установлено, что 21.07.2008 между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель, правопредшественник ответчика) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 0,15 га, расположенного в Приморском районе Архангельской области, для разработки месторождения алмазов им. М.В. Ломоносова. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Пунктом 2.1.1 договора арендная плата устанавливается, как произведение действующей ставки платы за единицу площади лесного участка, установленной Правительством Российской Федерации, и площади арендуемого лесного участка, с коэффициентом превышения, по договоренности сторон - 1,5.
Также между сторонами на 2010 и 2011 годы подписаны протоколы согласования размеров и сроков внесения арендной платы.
В подписанном сторонами измененном протоколе согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2011 год общество и министерство указали на снижение размера арендной платы в части превышающего размера, в том числе в связи со снижением применяемого при исчислении арендной платы на 2011 год коэффициента превышения с 1,5 до 1,25.
Полагая, что применение коэффициентов превышения 1,5 и 1,25 при установлении размера арендной платы не соответствует требованиям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и привело к возникновению у министерства неосновательного обогащения в размере 237 руб. 70 коп., общество обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суды исходили из того, что, подписав спорный договор, общество выразило свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями и возражений в отношении установленной цены договора не заявило.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" выражена правовая позиция, в соответствии с которой "при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений".
Выводы судов по настоящему делу расходятся с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Однако в указанном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не содержится оговорки об обратной силе действия названных правовых позиций.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
В связи с изложенным, принимая во внимание положения пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснения, сформулированные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам", суд отказывает в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А05-13751/2011 Арбитражного суда Архангельской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 19.03.2012, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.08.2012 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Попова |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. N ВАС-16215/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А05-13751/2011
Истец: ОАО "Севералмаз"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16215/12
22.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16215/12
28.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3706/12
28.05.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3311/12
19.03.2012 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13751/11