Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Е. Борисова, судей В.Б. Куликова, А.М. Медведева рассмотрела в судебном заседании
Заявление открытого акционерного общества "Распорядительная дирекция Минкультуры России" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.09.2012 по делу N А19-15160/10 Арбитражного суда Иркутской области
по иску Министерства имущественных отношений Иркутской области к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, открытому акционерному обществу "Распорядительная дирекция Минкультуры России" о признании права собственности.
Третьи лица: государственное учреждение культуры Иркутский областной театр юного зрителя имени А.Вампилова, областное государственное учреждение "Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области", Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области
СУД УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, открытому акционерному обществу "Распорядительная дирекция Минкультуры России" (далее - дирекция) о признании права собственности на нежилые помещения общей площадью 2095,1 кв. м в здании N 13 по улице Ленина города Иркутска (помещения в подвале, на первом и втором этажах).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.03.2012 в иске отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.09.2012 названные судебные акты отменены, иск удовлетворен.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции дирекция просит его отменить, указывая на нарушение данным судом норм права и не полное выяснение обстоятельств дела.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Заявленный по настоящему делу иск о признании права собственности на спорные помещения, находящиеся в здании, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 13 направлен на оспаривание зарегистрированного права собственности Российской Федерации.
Избранный истцом способ защиты соответствует положениям пункта 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), так как истец владеет спорными помещениями, а зарегистрированное право ответчика, по его мнению, нарушает его права.
Согласно пункту 58 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Поскольку истец в обоснование возникновения права собственности ссылался постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), судами при рассмотрении дела были в связи с этим установлены следующие обстоятельства.
Суды установили, что с 1937 года нежилое 3-этажное здание по адресу: г.Иркутск, ул.Ленина 13 ( именуемый как Дворец труда) занимал театр по обслуживанию детей и юношества (в настоящее время ГУК Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова, далее - театр).
Решениями Иркутского облисполкома от 24.06.1980 и от 22.02.1990 указанный объект недвижимости объявлен памятником местного значения и включен в государственный список недвижимых памятников истории и культуры Иркутской области, и был закреплен за театром на праве оперативного управления на основании распоряжения комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области 05.07.1995.
Истец в обоснование иска также указывал на совершение им действий, связанных с соблюдением процедуры передачи объектов из федеральной собственности в государственную собственность субъекта федерации.
Так, истец указал на постановление Главы администрации Иркутской области от 12.01.1994 N 8 "О перечне памятников истории и культуры (недвижимого имущества), расположенных на территории области и предложениях по отнесению их к собственности" с приложением N 1, где было поименовано спорное здание.
Истцом в материалы дела также было представлено письмо Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 21.20.1994 в адрес Государственного Комитета РФ по управлению государственным имуществом с приложением перечня объектов государственной собственности памятников истории и культуры, передаваемых в государственную собственность Иркутской области.
Истец также сослался на письмо Министерства культуры РФ от 05.07.1994 "О перечне памятников истории и культуры Иркутской области, находящихся в собственности РФ и госсобственности области", согласовывающем передачу перечисленных в перечне объектов в областную собственность.
Согласно содержанию сообщения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 17.02.2002, по мнению истца, указанный орган подтвердил факт получения письма Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 21.10.1994 года.
Постановлением мэра города Иркутск от 19.01.2000 театру в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок под эксплуатацию существующего спорного здания и сооружений театра.
Представленными доказательствами истец обосновывал исполнение им всех юридически значимых действий, направленных на оформление права собственности на основании Постановления N 3020-1, и зависящих от его воли.
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 08.07.2002 на здание площадью 5874,10 кв.м, включая спорные помещения. Основанием для регистрации права послужила выписка из реестра федерального имущества от 26.06.2002. Нежилые помещения общей площадью 5346 кв. м на первом, втором и третьем этажах указанного здания 08.02.2005 были закреплены на праве хозяйственного ведения за дирекцией, соответствующая запись внесена в ЕГРП.
Между тем как следует из материалов дела, и на что обратил внимание суд кассационной инстанции, как до момента разграничения государственной собственности, так и после этого в спорных помещениях располагалось учреждение государственной собственности Иркутской области - театр. Органы федерального значения спорные помещения никогда не занимали, сведений о том, что эти помещения передавались в фактическое ведение федеральных органов после регистрации права собственности Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Факт владения спорными помещениями как на момент принятия Постановления N 3020-1 Иркутской областью, так и в настоящее время позволило суду кассационной инстанции сделать вывод о том, что поскольку памятники местного значения, которым является здание с расположенными в нем спорными помещениями, не указаны в Приложениях 1-3 этого постановления, их разграничение по уровням собственности должно производиться исходя из деятельности органа государственной собственности, занимающего помещения в таком здании.
Поскольку владение спорными помещениями фактически театром не прекращалось с момента закрепления за ним помещений на праве оперативного управления, и государственная регистрация права федеральной собственности нарушает ранее возникшее в силу закона право государственной собственности Иркутской области, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для применения исковой давности по заявленному требованию.
Таким образом, принимая во внимание совокупность всех установленных по делу обстоятельств, приводимых истцом и связанных с оформлением истцом права собственности на спорные помещение, непрерывное фактическое владение ими, в том числе и в настоящее время, суд кассационной инстанции удовлетворил заявленный иск.
Поскольку доводы заявителя по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что не соответствует целям и задачам надзорного судопроизводства (часть 4 статьи 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), они не могут быть приняты во внимание при решении вопроса о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А19-15160/10 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.09.2012 отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Борисова |
Судьи |
В.Б. Куликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 марта 2013 г. N ВАС-17552/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-15160/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ТУ "Росимущество" по Иркутской области, ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России"
Третье лицо: ГУ "Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области", ГУК Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова, Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17552/12
18.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6299/12
14.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17552/12
17.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17552/12
17.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3466/12
25.05.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2109/11
06.03.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-15160/10
13.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3866/11
08.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2109/11
08.07.2011 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-15160/10