Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июня 2013 г. N ВАС-6577/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Курской области от 18.10.2012 по делу N А35-7457/2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.03.2013 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Курскэлектротранс" (далее - предприятие) к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 77 631 369 рублей 28 копеек расходов, причиненных вследствие предоставления в 2010 - 2011 годах мер социальной поддержки населению в виде льгот на услуги общественного транспорта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Курской области от 18.10.2012 исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 77 631 369 рублей 24 копеек расходов. В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 19.03.2013 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Изучив содержание оспариваемых судебных актов, проверив обоснованность доводов заявителя, суд надзорной инстанции считает, что заявление подлежит отклонению по следующим основаниям.
Из представленных материалов следует, что во исполнение постановления администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области", на основании заключенных с Комитетом транспорта и связи Курской области договоров об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан (федеральных льготников) по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ), предприятие в 2010 - 2011 годах осуществляло перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте, на основании ЕСПБ.
При осуществлении пассажирских перевозок предприятие предоставляло льготы, установленные федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Неполное возмещение предприятию расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения в арбитражный суд настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды исходили из того, что осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации; переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств на реализацию льгот по перевозке пассажиров оказалось недостаточно; при определении расчетным методом размера понесенных расходов истец исходил из вида транспорта; количества реализованных в г. Курске ЕСПБ; стоимости обычного проездного билета на трамвай - троллейбус; стоимости ЕСПБ; суммы, полученной предприятием от продажи ЕСПБ федеральным льготникам в соответствии с долей истца в общем объеме перевозок; суммы, поступившей из бюджета за перевозку федеральных льготников; доли истца в общем объеме перевозок. При этом суды руководствовались установленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Выводы судов соответствуют сложившейся практике рассмотрения споров данной категории дел.
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что имеющиеся в материалах дела документы не подтверждают размер расходов, были предметом рассмотрения судами и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А35-7457/2012 Арбитражного суда Курской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 18.10.2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.03.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июня 2013 г. N ВАС-6577/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А35-7457/2012
Истец: МУП "Курскэлектротранс", РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Управления федерального казначейства по Курской области, РФ в лице Министерства финансов РФ (УФК по Курской области), РФ в лице УФК по Курской области
Третье лицо: Комитет промышленности транспорта и связи Курской обл., Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области