Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2013 г. N ВАС-13688/08
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Павловой Н.В., судей Балахничевой Р.Г. и Козловой О.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года (далее - Международный фонд, заявитель) от 06.03.2013 б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2012 по делу N А56-2435/2008, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2013 по тому же делу
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Новороссийское управление аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ" (далее - Управление), Государственного предприятия "Керченский морской торговый порт" (далее - Керченский порт), Департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края (далее - Департамент по чрезвычайным ситуациям), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), Администрации Темрюкского района Краснодарского края (далее - Администрация), закрытого акционерного общества "Судоходная компания "БашВолготанкер" (далее - Судоходная компания), общества с ограниченной ответственностью "Зея" (далее - Общество)
к открытому акционерному обществу "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" (далее - Пароходство), открытому страховому акционерному обществу "Ингосстрах" (далее - Страховая компания), Международному фонду о взыскании 73 450 452 рублей ущерба, причиненного в связи с аварией теплохода "Волгонефть-139" в Керченском проливе.
СУД УСТАНОВИЛ:
Как следует из вынесенных по настоящему делу судебных актов и подтверждается материалами дела, 11.11.2007 около 04:40 по московскому времени танкер "Волгонефть-139" (ИМО N 8849608, позывной UHWV, вместимость полная 3463 тн, флаг России; далее - танкер, судно), стоявший на якоре в Керченском проливе с грузом мазута 4077, 2 тн с экипажем 13 человек, переломился пополам на очень большой волне, в результате чего кормовая часть отделилась от носовой части и начала дрейфовать на северо-запад. Кормовая часть судна была загерметизирована.
Приблизительно в 07:30 по московскому времени кормовая часть судна при помощи собственных двигателей аварийного судна вышла на мелкое место в 1, 25 мили восточнее осевого буя северного фарватера N 52, капитан пристал к ближайшему песчаному берегу. Экипаж был спасен и доставлен в порт "Кавказ" (Российская Федерация). Носовая часть судна осталась стоять на якоре в прежнем месте и через некоторое время затонула вместе с грузом.
В результате разлома судна и затопления его носовой части произошел разлив топочного мазута в количестве от 1200 до 2000 тн, что привело к загрязнению акватории Керченского пролива, Таманского залива и прилегающей береговой полосы на протяжении около 250 километров в Российской Федерации и в Украине.
Через месяц после инцидента носовая часть судна была поднята, из первого и второго танков откачано 1200 тн смеси мазута и воды. В августе 2008 года носовая часть затонувшего судна повторно поднята и отбуксирована в порт "Кавказ" (Российская Федерация) для предотвращения дальнейшего загрязнения. Из кормовой части судна откачано 913 тн мазута, затем ее отбуксировали в порт "Кавказ".
Причинение ущерба в виде загрязнения территории и акватории Керченского пролива вследствие аварии танкера "Волгонефть-139" послужило основанием для обращения истцов с настоящим иском.
Иск заявлен о взыскании с Пароходства, Страховой компании и Международного фонда (далее совместно - ответчики) ущерба, причиненного в связи с аварией танкера, указанным ниже лицам в следующем размере:
- Управлению - 50 766 549 рублей ущерба и 17 413 621 рублей процентов по статье 413 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) за период с 18.01.2008 по 03.04.2012;
- Керченскому порту - 9 170 696 рублей 80 копеек ущерба и 26 238 258 рублей 51 копейки процентов по статье 413 КТМ за период с 07.12.2007 по 03.04.2012;
- Департаменту по чрезвычайным ситуациям - 434 687 072 рублей 09 копеек ущерба и 54 487 015 рублей 23 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) за период с 15.04.2008 по 24.11.2011;
- Росприроднадзору - 688 486 рублей 73 копеек ущерба и 92 974 рублей 39 копеек процентов по статье 395 Гражданского кодекса за период с 27.07.2010 по 03.04.2012;
- Администрации - 42 960 768 рублей 70 копеек ущерба, 38 708 014 рублей процентов по статье 395 Гражданского кодекса за период с 24.06.2008 по 18.11.2011;
- Судоходной компании - 2 312 713 рублей 84 копеек ущерба и 891 050 рублей 10 копеек процентов по статье 413 КТМ за период с 12.12.2008 по 19.06.2012;
- Обществу - 8 524 153 рублей ущерба.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2013, исковые требования удовлетворены частично. С Пароходства взыскано в пользу Департамента 337 866 060 рублей ущерба и 41 350 713 рублей процентов, Управления 50 766 549 рублей ущерба и 17 413 621 рублей процентов, Администрации 33 954 965 рублей ущерба и 4 456 180 рублей процентов, Общества 8 524 153 рублей ущерба, Судоходной компании 2 312 714 рублей ущерба и 891 050 рублей процентов, Керченского порта 3 770 722 рублей ущерба и 1 089 164 рублей процентов, Росприроднадзора 688 487 рублей ущерба и 92 974 рублей процентов.
Суд признал право Пароходства на ограничение ответственности в соответствии с Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года (в редакции Протокола 1992 года; далее - Конвенция об ответственности) и КТМ, указав, что вынесенное по настоящему делу решение должно быть исполнено за счет средств фонда ограничения ответственности, созданного определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2008 по настоящему делу в сумме 116 280 000 рублей, с выплатой истцам из названного фонда долей в следующих суммах:
- Департаменту - 77,16% - 79 941 988 рублей 37 копеек ущерба и 9 779 659 рублей 63 копеек процентов;
- Управлению - 11,59% - 10 040 254 рублей ущерба и 3 436 592 рублей 26 копеек процентов;
- Администрации - 7,75% - 7 966 342 рублей 80 копеек ущерба и 1 045 357 рублей процентов;
- Обществу - 1,95% - 2 267 460 рублей ущерба;
- Судоходной компании - 0,53% - 444 957 рублей 05 копеек ущерба и 171 326 рублей 95 копеек процентов;
- Керченскому порту - 0,86% - 776 006 рублей 21 копеек ущерба и 224 011 рублей 79 копеек процентов;
- Росприроднадзору - 0,16% - 163 908 рублей ущерба и 22 139 рублей 71 копеек процентов.
Кроме того, суд обязал Международный фонд компенсировать ответчикам ущерб сверх лимитов, установленных Конвенцией об ответственности, в следующих размерах с учетом определения об исправлении опечатки от 26.06.2012:
- Департаменту - 257 924 071 рубля 63 копеек ущерба и 31 571 053 рублей 37 копеек процентов;
- Управлению - 40 726 294 рублей 26 копеек ущерба и 13 977 028 рублей 74 копеек процентов;
- Администрации - 25 988 622 рублей 20 копеек ущерба и 3 410 822 рублей 80 копеек процентов;
- Обществу - 6 256 693 рублей ущерба;
- Судоходной компании - 1 867 756 рублей 95 копеек ущерба и 719 723 рублей 05 копеек процентов;
- Керченскому порту - 2 994 715 рублей 79 копеек ущерба и 865 052 рублей 21 копеек процентов;
- Росприроднадзору - 524 578 рублей 71 копейки ущерба и 70 834 рублей 29 копеек процентов.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов Международный фонд ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права, существенное нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обосновывая свои требования следующими основными доводами. Принятием оспариваемых судебных актов нарушены положения Конвенции об ответственности и Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года в редакции Протокола 1992 года (далее - Конвенция о фонде), поскольку не соблюдены положения конвенций в части пределов ответственности собственника судна и установленные критерии выплаты компенсации. Заявитель полагает, что судебные акты не мотивированы и необоснованны в части определения конкретных сумм компенсации, подлежащих выплате некоторым из истцов. Проценты начислены на присужденные суммы необоснованно, не в соответствии с действующими нормами права. С ответчиков необоснованно взысканы все (полные) суммы государственной пошлины. Заявитель указывает, что решение обязывает Международный фонд уплатить истцам компенсацию, начиная с суммы ниже установленного предела ответственности собственника судна, что является нарушением норм международных договоров.
В силу части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Кодекса: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Изучив доводы заявителя, вынесенные по делу судебные акты, а также материалы дела, истребованного из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.
Основанием заявленных исков по настоящему делу послужил ущерб, возникший вследствие аварии танкера, в результате которой разлив нефти привел к загрязнению территории и акватории Керченского пролива.
Механизм возмещения ущерба, причиненного загрязнением нефти, предусмотрен Конвенцией об ответственности (заключена в г. Брюсселе 29.11.1969, вступила в силу 19.06.1975. Вступила в силу для СССР 22.09.1975). Российская Федерация денонсировала конвенцию с даты вступления в силу для Российской Федерации Протокола 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года (далее - Протокол 1992 года; подписан в г. Лондоне 27.11.1992). Россия присоединилась к Протоколу 20.03.2000 (Федеральный закон от 02.01.2000 N 27-ФЗ). Протокол вступил в силу для России 20.03.2001.
Согласно пункту 1 статьи 3 Конвенции об ответственности собственник судна с момента инцидента отвечает за всякий ущерб от загрязнения, который явился результатом утечки или слива нефти из его судна вследствие этого инцидента.
Также в силу части 1 статьи 316 КТМ собственник судна с момента инцидента несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьей 5 Конвенции об ответственности собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по настоящей конвенции в отношении любого одного инцидента общей суммой, составляющей 3 миллиона расчетных единиц (далее - СПЗ) для судна вместимостью не более 5000 единиц (в редакции Протокола 1992 года).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что полная вместимость танкера составляет 3 463 тонны.
В качестве необходимого условия для применения установленных Конвенцией об ответственности пределов ответственности предусмотрено создание в суде или в ином компетентном органе фонда путем внесения суммы в депозит либо путем представления банковской гарантии или иного обеспечения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конвенции об ответственности для того чтобы воспользоваться ограничением, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, собственник должен создать фонд на общую сумму, равную пределу его ответственности в суде или любом другом компетентном органе какого-либо одного из Договаривающихся государств, в котором на основании статьи IX может быть предъявлен иск, или, если иск не предъявлен, в любом суде или другом компетентном органе любого одного из Договаривающихся государств, в котором на основании статьи IX может быть предъявлен иск. Этот фонд может быть создан либо путем внесения суммы в депозит, либо путем представления банковской гарантии или другого обеспечения, приемлемого по законодательству Договаривающегося государства, в котором создается фонд, и признаваемого достаточным судом или другим компетентным органом.
Согласно статьей 322 КТМ в целях ограничения своей ответственности за ущерб от загрязнения собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде, в которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения либо может быть предъявлен в соответствии с компетенцией суда или арбитражного суда, установленной пунктом 5 статьи 325 КТМ. Такой фонд может быть создан посредством внесения суммы в депозит суда или арбитражного суда либо предоставления банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и признаваемых достаточными судом или арбитражным судом.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2008 по настоящему делу был создан фонд ограничения ответственности собственника судна в сумме 116 280 000 рублей (что соответствует 3 миллионам СПЗ на дату создания фонда). В определении суда указано, что курс СПЗ по отношению к рублю на 21 января 2008 года составляет 38, 76 рублей. Судом также было установлено, что ответственность собственника судна была застрахована в Страховой компании (страховой полис от 01.06.2007 N 425/17/07) по всем претензиям по каждому страховому случаю, включая ответственность за загрязнения с судна нефтью, в размере 5 000 000 долларов США, что в соответствии с курсом валют, установленных ЦБ РФ на 21.01.2008 составляло 127 050 000 рублей. Страховой компанией предоставлена гарантия от 15.02.2008 для удовлетворения любых требований возмещения ущерба, причиненного разливом мазута с указанного судна, на сумму 116 280 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 (с) статьи 4 Конвенции о фонде (в редакции Протокола 1992 года об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года) Международный фонд обязан выплатить компенсацию любому лицу, понесшему ущерб от загрязнения, если такое лицо не могло получить полное и достаточное возмещение ущерба на основании Конвенции об ответственности вследствие того, что ущерб превышает предел ответственности собственника судна.
В связи с тем, что покрывать ущерб, превышающий установленные Конвенцией об ответственности лимиты, должен Международный фонд, последний обратился в Арбитражный суд с ходатайством об увеличении размера фонда ограничения ответственности с 3 000 000 СПЗ до 4 510 000 СПЗ на основании того, что вступили в силу Поправки к пределам ответственности в Протоколе 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года, утвержденные на 82-ой сессии Международной морской организации резолюцией LEG.1 (82) от 18.10.2000 (далее - Поправки к пределам ответственности).
Согласно Поправкам к пределам ответственности статья 6 (1) Протокола 1992 года изменяется следующим образом: ссылка на "3 миллиона расчетных единиц" заменяется на "4 510 000 расчетных единиц".
Отказывая в удовлетворении заявленного Международным фондом ходатайства и отклоняя аналогичные доводы Международного фонда при обжаловании в апелляционном и кассационном порядке, суды исходили из того, что Поправки к пределам ответственности не подлежат применению судами, поскольку они были опубликованы в N 10 Бюллетеня международных договоров за 2008 год, то есть после кораблекрушения и формирования фонда ответственности.
Таким образом, основной вопрос, который требуется разрешить при пересмотре судебных актов в порядке надзора, заключается в определении подлежащих применению пределов ответственности собственника судна: установленных Конвенцией об ответственности в размере 3 000 000 СПЗ или повышенных упомянутыми выше Поправками к пределам ответственности до 4 510 000 СПЗ.
Следовательно, ключевым обстоятельством, по которому необходимо сформировать правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, является вопрос о моменте начала действия на территории Российской Федерации новых пределов ответственности: с момента официального опубликования в Бюллетене международных договоров (в 2008 году) или с момента вступления в силу Поправок к пределам ответственности, в том числе, для Российской Федерации, то есть с 01.11.2003.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полагает, что при вынесении судебных актов суды не приняли во внимание следующее.
Поправки к пределам ответственности были внесены резолюцией LEG.1 (82) от 18.10.2000 Международной морской организации с отложенным по времени вступлением в силу (с 01.11.2003).
В соответствии со статьей 24 Венской конвенции о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969, вступила в силу - 27.01.1980, для СССР - с 29.05.1986) договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре. Кроме того, статья 39 данной Конвенции предусматривает, что договор изменяется по соглашению между участниками и в том порядке, который согласован либо в тексте основного договора о порядке внесения изменений и дополнений в него, либо непосредственно в самом соглашении, которым вносятся поправки в текст основного договора.
Статья 18 Конвенции 1969 года исходит из того, что в компетенцию Международной морской организации входит созыв конференции для внесения поправок к ней. Указанный порядок был соблюден при внесении Поправок к пределам ответственности, поскольку они были внесены резолюцией Международной морской организации, одобренной на 82-ой сессии Юридического комитета Международной морской организации.
В ходе рассмотрения настоящего дела встал вопрос о том, что на момент формирования фонда ограничения ответственности (определение от 24.01.2007) спорные Поправки к пределам ответственности не были опубликованы в Российской Федерации, в связи с чем не могли быть применены судом.
Однако международная практика по подобной категории дел исходит из того, что компания (в отличие от физического лица) не может обосновывать совершение действий в нарушение каких-либо норм права, ссылаясь на то, что эти нормы не были официально опубликованы в установленном государством печатном органе (решение Европейского Суда по правам человека по делу "Spacek, s.r.o. v. Czeck Republic" от 09.11.1999 N 26449/95). При этом ЕСПЧ указал, что компания как профессиональный участник делового оборота должна при осуществлении своей деятельности консультироваться с компетентными специалистами и поэтому строгое соблюдение правила об официальном опубликовании не требуется.
Нижестоящими судами не исследовался вопрос о том, знало или должно было знать Пароходство о повышении пределов ответственности. Кроме того, аналогичный вопрос следовало установить и в отношении Страховой компании, которая как профессиональный участник рынка международного страхования ответственности при транспортировке нефти, должна было знать о резолюциях Международной морской организации, повышающей пределы ответственности судовладельцев.
Подтверждением того, что указанная информация была доступна профессиональным участникам рынка международной транспортировки нефти, в частности, являются публикации, в которых имеются ссылки на решение Международной морской организации о пересмотре пределов ответственности (например, Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С.: Спарк, 2005, С. 608; "Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды нефтью с судов" // Транспортное право. 2004. N 4; Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007).
Коллегия судей считает неверным подход, согласно которому Международный фонд, который в данном случае фактически выступил в роли перестраховочной организации, должен будет выплатить сумму недострахования, или эксцедент убытка (разницу между ограничением ответственности в 1 510 000 СПЗ) из-за того, что соответствующие Поправки к пределам ответственности не были своевременно опубликованы на территории Российской Федерации и доведены до сведения профессиональных участников рынка, принимая во внимание то обстоятельство, что в Конвенции об ответственности и Конвенции о фонде содержится норма о том, что изменения в них вносятся на основании решений Международной морской организации и такое решение было опубликовано на сайте данной организации и был установлен достаточный срок (3 года), откладывающий вступление повышенных пределов ответственности в силу.
При этом такой подход нарушает права и законные интересы не только Международного фонда, но и иных субъектов. Согласно статье 10 Конвенции о фонде имущественная (финансовая) база Фонда формируется за счет взносов, уплачиваемых всяким лицом, которое в течение календарного года получило в целом свыше 150 000 тонн облагаемой нефти и которая перевезена морем в порт (_), к числу таких лиц относится и Пароходство.
Исходя из этого, установление в рассматриваемом деле более низкого предела ответственности последнего при том, что более высокие пределы ответственности для судовладельцев из всех Договаривающихся государств Конвенции об ответственности были приняты в 2000 году и вступили в силу с 01.11.2003, налагает необоснованное дополнительное финансовое бремя на Международный фонд в виде разницы между 4, 51 и 3 миллионами СПЗ и, как следствие, на других субъектов, которые участвуют в его формировании.
При таких обстоятельствах суд признает наличие предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций обстоятельств и не могут быть предметом рассмотрения суда надзорной инстанции согласно нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А56-2435/2008 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2012, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2013 по тому же делу.
Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года от 06.03.2013 б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2012 по делу N А56-2435/2008, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2013 по тому же делу в срок до 6 сентября 2013 года.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2013 г. N ВАС-13688/08
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-2435/2008
Истец: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ФГУП "Новороссийское управление аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ", ЗАО "БашВолготанкер", Департамент по чрезвычайным ситуациям и гомсударственному экологическому контролю Краснодарского края, Государственное предприятие "Керченский морской торговый порт", Администрация Темрюкского района
Ответчик: ОСАО "Ингосстрах", ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" ("Волготанкер"), InternationaI OiI PoIIution Compensation Fund 1992, "Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года"(InternationaI OiI PoIIution Compensation Fund 1992)
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение Администрвация морских портов Тамани", ОАО "Флот"Новороссийского морского торгового порта"
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22427/15
16.03.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3351/15
28.11.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-2435/08
12.11.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22102/14
23.06.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11769/14
08.10.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 13688/08
01.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13688/08
03.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13688/08
07.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13688/08
24.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7034/08
03.10.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14861/12
26.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-2435/08
12.12.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 13688/08
05.11.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 13688/08
05.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-2435/2008
30.05.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3896/2008