Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июля 2013 г. N ВАС-7955/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара от 24.05.2013 N 232 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2012 по делу N А55-27614/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа 15.03.2013 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ролан", г. Самара (далее - общество) к администрации городского округа Самара, г. Самара (далее - администрация) о признании нормативного правового акта - постановления от 20.07.2012 N 894 "Об утверждении Порядка осуществления демонтажа рекламных конструкций на территории городского округа Самара" (далее - Порядок демонтажа рекламных конструкций) не соответствующим федеральному законодательству и не действующим.
Заинтересованные лица: Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара (далее - департамент), Прокуратура Самарской области.
УСТАНОВИЛА:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа 15.03.2013, заявленные требования удовлетворены частично: пункт 4.9 Порядка демонтажа рекламных конструкций с изменениями, внесенными постановлением администрации от 26.10.2012 N 1405, в части отказа в выдаче владельцу демонтированной рекламной конструкции самой рекламной конструкции в случае его отказа оплатить расходы по демонтажу, доставке и хранению рекламной конструкции признан недействующим как не соответствующий статьям 209, 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора департамент просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение единообразия в толковании и применении норм права.
Заявитель указывает, что в силу статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) самовольная установка рекламной конструкции недопустима, она подлежит демонтажу владельцем конструкции на основании предписания уполномоченного органа, а в случае неисполнения им предписания - подрядными организациями по договору с уполномоченным органом, то есть пункт 4.9 Порядка демонтажа рекламных конструкций в части отказа в выдаче владельцу демонтированной рекламной конструкции самой рекламной конструкции в случае его отказа оплатить расходы по демонтажу, доставке и хранению рекламной конструкции призван обеспечить права администрации как собственника недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обеспечив понесенные из бюджета затраты.
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
Часть 22 статьи 19 Закона о рекламе в качестве общего правила предусматривает судебный порядок обязания лица демонтировать рекламную конструкцию. Исключение из этого правила установлено частью 10 статьи 19 Закона о рекламе, допускающей демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что в случаях, когда обязанность демонтировать рекламную конструкцию возникла в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия, должен применяться судебный порядок демонтажа рекламной конструкции.
При этом расходы по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции подлежат взысканию с лица, ее установившего, а при его отсутствии - с лица, осуществляющего непосредственную эксплуатацию такой конструкции.
Судебный порядок разрешения таких споров предполагает исполнение судебного решения в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", что само по себе исключает участие администрации и департамента как непосредственных исполнителей судебного акта.
Поскольку в своем заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора департамент ссылается исключительно на случаи самовольной установки рекламной конструкции, а из пункта 4.9 Порядка демонтажа рекламных конструкций, как и из наименования нормативного правового акта в целом, не следует, что он распространяет свое действие только на случаи самовольной установки рекламных конструкций, суд исходил из того, что данный пункт не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, приведенным в судебных актах.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
Таких оснований не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А55-27614/2012 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 26.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа 15.03.2013 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июля 2013 г. N ВАС-7955/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был