Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление конкурсного управляющего открытым акционерным обществом (ОАО) "Строительное управление Московского военного округа", г. Москва о пересмотре в порядке надзора решение Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2012 по делу N А40-60960/12-37-227, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.03.2013 по тому же делу по уточнённому иску ОАО "Строительное управление Московского военного округа", г. Москва (далее - ОАО "СУ МВО"; акционерное общество) к Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва (далее - Минобороны России) о признании права собственности на перечисленные истцом нежилые помещения общей площадью 1210, 2 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая д. 2, стр. 1, и здание общей площадью 426 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 4. К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: Территориальное управление Росимущества в г. Москве, Управление Росреестра по Москве.
СУД УСТАНОВИЛ:
определением суда от 12.09.2012 по заявленному обществом требованию о признании права собственности и на гараж площадью 171 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, строение 9, к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ОАО "Замоскворечье", и это требование выделено в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.03.2012, в иске по данному делу отказано.
Обжалуя указанные судебные акты, ОАО "СУ МВО" (далее - заявитель) ссылается на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права. Заявитель приводит доводы, в том числе указывает на то, что перечисленные им объекты находились в хозяйственном ведении его правопредшественника - федерального государственного предприятия, и в процессе приватизации его имущества в уставный капитал созданного акционерного общества были включены названные истцом объекты. Заявитель считает, что после государственной регистрации акционерного общества были нарушены его права на приватизированные объекты в результате государственной регистрацией на них права собственности Российской Федерации, а при последующей регистрации права оперативного управления федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - федеральное учреждение) на эти же объекты, которыми незаконно распорядилось Минобороны России, также нарушены права и законные интересы как акционерного общества, так и Российской Федерации.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из следующего.
Согласно положениям пунктов 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти было наделено определёнными функциями, в частности, функциями по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве хозяйственного ведения подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий, и по его приватизации.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 N 430 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" была осуществлена приватизация названного предприятия путем его преобразования в открытое акционерное общество, и спорные объекты были включены в передаточный акт приватизируемого имущества, утверждённый 11.06.2009 заместителем Министра обороны России. Акционерное общество зарегистрировано 06.07.2009 г.
Судами также установлено, что оформление передачи имущества в процессе реорганизации предприятий Минобороны России имело место в период 2003-2006 годов, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Управление Росреестра по Москве 04.06.2010 отказало акционерному обществу в государственной регистрации за ним права собственности на спорные объекты недвижимого имущества в связи с тем, что заявителем не подтверждено то, что указанные объекты находились на праве хозяйственного ведения предприятия Минобороны России - правопредшественника акционерного общества.
При рассмотрении дела акционерное общество не представило в суд доказательств признания в судебном порядке данного отказа Управления Росреестра по Москве незаконным, а также не представило доказательств, подтверждающих то, что предприятие, реорганизованное в процессе приватизации в акционерное общество, обладало правом хозяйственного ведения на спорные объекты, и соответственно этими объектами правомерно распорядилось Минобороны России, передав их в процессе приватизации в уставный капитал акционерного общества.
В августе 2009 года Российской Федерации выдано свидетельство о зарегистрированном праве федеральной собственности на спорное имущество, а в последующем на это имущество было зарегистрировано право оперативного управления федерального учреждения.
Ответчиками по иску, направленному на оспаривание зарегистрированных прав, являются лица, за которыми зарегистрировано спорное право, что следует из пункта 53 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22. Данный иск, заявленный к Минобороны России, не направлен на оспаривание зарегистрированных прав в отношении спорного имущества.
Анализ доводов заявителя показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-60960/12-37-227 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда от 21.09.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.03.2013, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июля 2013 г. N ВАС-8485/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-60960/2012
Истец: ОАО "Строительное управление Московского военного округа", ОАО "СУ МВО"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, ТУ Росимущество в г. Москве, Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, ГУП МосгорБТИ
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32916/12