Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Кирейковой Г.Г., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ленинградской области о пересмотре в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.2013 по делу N А56-29404/2011 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - общество) к Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов) и Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Комитет по транспорту), Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 13 213 265 рублей 83 копеек расходов, понесенных в результате оказания в 2010 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Ленинградской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда года Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2011 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 исковое требование удовлетворено: с Ленинградской области в лице Комитета финансов за счет казны Ленинградской области взыскано 12 213 265 рублей 83 копейки.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 25.09.2012 отменил постановление суда апелляционной инстанции и направил дело в апелляционный суд на новое рассмотрение. Постановление мотивировано тем, что суд апелляционной инстанции не проверил, достаточно ли средств, выделенных из федерального бюджета бюджету Ленинградской области, для компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в 2010 году в связи с принятием решения об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 решение суда первой инстанции отменено. С Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 13 213 265 рублей 83 копейки. В иске к Комитету по транспорту, Комитету финансов, Ленинградской области в лице Комитета по транспорту и Комитета финансов отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 29.04.2013 постановление суда апелляционной инстанции от 29.01.2013 оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между Комитетом по транспорту (заказчиком) и обществом (исполнителем) заключен договор от 07.07.2011 N К7207/07/100011 на возмещение потерь в доходах, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - обучающиеся) железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (за исключением скорых пригородных поездов).
По условиям договора общество обязалось осуществлять с 01.01.2010 по 15.06.2010 включительно и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно перевозку обучающихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, Комитет по транспорту - возмещать исполнителю часть потерь в доходах.
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора Комитет по транспорту перечислил обществу 3 341 800 рублей за счет средств областного бюджета и в соответствии с пунктом 2.2.3 договора - 49 664 100 рублей за счет средств, поступивших из федерального бюджета, что составило 75 процентов от фактических потерь исполнителя.
Между Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта (плательщиком) и Комитетом по транспорту (получателем) заключено соглашение N 4 "О предоставлении в 2010 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ленинградской области на компенсацию части потерь в доходах организации железнодорожного транспорта, осуществляющей перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" (далее - соглашение N 4), предметом которого является предоставление плательщиком в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджету Ленинградской области на компенсацию части потерь в доходах организации железнодорожного транспорта в связи с принятием правительством Ленинградской области постановления от 07.05.2010 N 111.
Письмо общества, адресованное Комитету по транспорту, с претензией об уплате 13 213 265 рублей 83 копеек задолженности, отклонено со ссылкой на то, что задолженность должна быть погашена за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации в лице Минфина России.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
При этом суды руководствовались Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2002 N 23, постановлением правительства Ленинградской области от 07.05.2010 N 111 (далее - постановление N 111).
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, был предметом рассмотрения судами и отклонен как несостоятельный. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, перечисленным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", реализация льгот, установленных постановлением N 111, не относится. В соответствии соглашением N 4 и договором от 07.07.2010 Ленинградская область уплатила за счет средств бюджета 3 341 800 рублей, что составило 5 процентов от общего объема потерь в доходах, а Российская Федерация - за счет средств федерального бюджета 49 664 100 рублей, что составило 75 процентов от фактических потерь исполнителя вместо 95 процентов.
Довод заявителя о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права при рассмотрении аналогичных дел в судах не нашел своего подтверждения, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и доказательственную базу, представленную сторонами, на основании которой и принимается судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А56-29404/2011 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июля 2013 г. N ВАС-13710/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-29404/2011
Истец: ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, Комитет финансов Ленинградской области, Ленинградская область в лице Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области и Комитета финансов Ленинградской области
Третье лицо: Комитет финансов Ленинградской области, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19036/12
09.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13710/12
25.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4114/12
02.05.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13706/11