Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 августа 2013 г. N ВАС-9258/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Борисовой Е.Е. и Маковской А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Комитета лесного хозяйства Московской области о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2012 по делу N А40-106510/11-149-700, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.05.2013 по тому же делу
по заявлению закрытого акционерного общества "Трансгидромехкомплект" (далее - ЗАО "Трансгидромехкомплект") к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москве
о признании незаконным ненормативного правового акта от 30.06.2011 N 04/3631 и бездействия, связанного с отказом в заключении договора аренды земельного участка, и обязании заключить договор.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2011 признан незаконным (недействительным) отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве в заключении с ЗАО "Трансгидромехкомплект" договора аренды лесного участка площадью 1,3 га, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Марфинское лесничество, квартал N 38, выделы NN 10, 12, 14 - 20, необходимого для использования и эксплуатации объектов недвижимости, входящих в состав базы отдыха "Федоскино", принадлежащих ЗАО "Трансгидромехкомплект" на праве собственности, а также бездействие, выразившееся в незаключении договора аренды лесного участка, на Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москве возложена обязанность заключить с ЗАО "Трансгидромехкомплект" договор аренды сроком на 49 лет упомянутого лесного участка по форме договора и со ставками арендной платы, установленными законодательством Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.05.2013, произведена процессуальная замена ответчика Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве на его правопреемника Комитет лесного хозяйства Московской области.
Не согласившись с определением суда первой инстанции от 31.10.2012, постановлением суда апелляционной инстанции от 19.02.2013 и постановлением суда кассационной инстанции от 06.05.2013, Комитет лесного хозяйства Московской области подал заявление о пересмотре их в порядке надзора.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора лишь при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы заявителя и материалы надзорного производства, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, определенных указанной статьей Кодекса, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора в связи со следующим.
В силу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Как установлено судом, Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва привлечено ответчиком по настоящему делу.
Согласно пункту 6.9 Положения о Рослесхозе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства (в том числе и Управление лесного хозяйства).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 721-р из федеральной собственности в собственность Московской области переданы федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес". Во исполнение указанного распоряжения пунктом 1 Приказа Рослесхоза от 25.05.2012 N 212 предписано ликвидировать с 01.07.2012 Управление Лесного хозяйства по Московской области и городу Москве.
Как следует из содержания части 1 статьи 1 Закона Московской области "О системе исполнительных органов государственной власти Московской области", Губернатор Московской области возглавляет исполнительную власть Московской области.
В соответствии с пунктом 3 постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образован Комитет лесного хозяйства Московской области (с 01.07.2012) и в собственность Московской области приняты федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес", как имущественные комплексы.
Согласно пункту 11 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" к основным задачам Комитета, в том числе, отнесены: оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.
Пунктом 12.1.5 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области установлены полномочия Комитета в сфере предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что в соответствии с вышеуказанными правовыми актами Комитет лесного хозяйства Московской области наделен полномочиями по предоставлению в аренду лесных участков.
Как следует из содержания упомянутых нормативных правовых актов, субъектом материально-правовых отношений, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права, к которым применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут, согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Суд указал, что ликвидация Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой его функции и полномочия переданы Комитету лесного хозяйства Московской области, в связи с чем общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей, что не противоречит положениям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом правопреемство по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области фактически является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве. Именно Комитет выступает от имени субъекта Российской Федерации - Московской области, и осуществляет соответствующие полномочия в области лесных отношений на территории Московской области.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москве утратило соответствующие полномочия и статус, а Комитету лесного хозяйства Московской области фактически передана часть полномочий, осуществляемых Мослесхозом, суд произвел замену Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве на Комитет лесного хозяйства Московской области.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-106510/11-149-700 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.05.2013 отказать.
Председательствующий судья |
А.М. Медведева |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 августа 2013 г. N ВАС-9258/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-106510/2011
Истец: ЗАО "Трансгидромехкомплект"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области "Мособлкомлес", Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве
Третье лицо: ГКУ Москвы "Дирекция по реализации проектов в области Экологии и лесоводства", МОСОБЛКОМЛЕС, РОСЛЕСХОЗ
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9258/13
05.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9258/13
06.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3650/13
30.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3650/13
19.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39327/12