Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 августа 2013 г. N ВАС-10400/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Ю. Валявиной, судей С.Б. Никифорова, С.В. Сарбаша рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области (г. Киров) от 25.06.2013 N 40-17-01/5922 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2012 по делу N А28-9671/2012, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013, постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.05.2013 по тому же делу
по иску администрации Омутнинского муниципального района Кировской области (г. Омутнинск) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва; далее - министерство) о взыскании 38 696 рублей 09 копеек убытков.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент финансов Кировской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.05.2013, исковые требования удовлетворены.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора министерство ссылается на их необоснованность, неправильное применение судами норм материального права.
Оценив доводы заявителя и содержание оспариваемых судебных актов, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, вступившим в законную силу апелляционным определением Омутнинского районного суда Кировской области от 23.04.2012 по делу N 2-АП-17/2012 удовлетворен иск Кошкина В.А., с администрации взысканы денежные средства в размере 38 696 рублей 09 копеек в связи с непредоставлением льгот по оплате освещения и отопления жилого помещения с января 2009 по декабрь 2011 года.
Во исполнение решения администрация платежным поручением от 25.07.2012 N 1509 перечислила Кошкину В.А. взысканные в его пользу денежные средства.
Полагая, что обязанность финансирования затрат на оплату мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, возложена на Российскую Федерацию, администрация обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Возражая против удовлетворения требований администрации, министерство ссылается на пересмотр системы социальных гарантий Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно пункту 50 статьи 35 которого решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Кроме того, заявитель указывает на незаконность бездействия администрации, выразившегося в непринятии нормативно-правового акта, устанавливающего меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались Жилищным кодексом Российской Федерации, Основами законодательства об охране здоровья граждан, статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статями 84-86, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражным судом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Судами установлено, что финансовое обеспечение прав, социальных гарантий медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, является расходным обязательством Российской Федерации.
На основе анализа правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П и в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 N 23, судами сделан верный вывод о том, что передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий.
Из установленных судами обстоятельств настоящего дела следует, что Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, и наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, должна была обеспечить органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами, однако обязанность по компенсации таких затрат не исполнила.
Доводы надзорной жалобы были предметом рассмотрения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А28-9671/2012-499/25 Арбитражного суда Кировской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 29.11.2012, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.05.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Валявина |
Судьи |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 августа 2013 г. N ВАС-10400/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А28-9671/2012
Истец: Администрация Омутнинского муниципального района Кировской области
Ответчик: Представитель Минфина РФ в Кировской области -Управление федерального казначейства по Кировской области, Российская Федерация, в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Департамент финансов Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10400/13
24.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10400/13
14.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8336/13
12.02.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-23/13
29.11.2012 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-9671/12