Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2013 г. N ВАС-13506/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М.Козырь, судей Е.М.Моисеевой, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ПромТехСтейт" (г. Самара) о пересмотре в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 по делу N А55-17284/2011 Арбитражного суда Самарской области и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2013 по тому же делу по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) к обществу с ограниченной ответственностью "ПромТехСтейт" (далее - общество) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 05.07.2005 N 020066з за период с 01.01.2009 по 30.06.2011 в размере 64 312 111,39 руб. и пени за период с 01.01.2009 по 30.06.2011 в размере 27 980 261,59 руб.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2012 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2013 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, общество просит их отменить, указывая на несоответствие выводов судов о наличии оснований для изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы за использование земельного участка в период с 01.01.2009 по 30.06.2011 практике применения норм материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются:
нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что общество является арендатором земельного участка площадью 95 362,20 кв. м с кадастровым номером 63:01:06 38 002:0020, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, под строительство жилой застройки, сроком с 30.07.2004 по 29.07.2014, на основании договора аренды от 08.07.2005 N 020066з в редакции дополнительного соглашения от 21.06.2006 к договору.
Оценивая условия договора, суд первой инстанции пришел к выводу, что положения договора аренды не предусматривают возможности изменения в одностороннем порядке утвержденной методики расчета арендной платы, в связи с чем арендная плата, рассчитанная Министерством на основании методики расчета, установленного постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области", применяться не может.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что расчет арендной платы за весь заявленный период должен производиться с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и составлять не более двух процентов от кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, исходил из того, что ставки арендной платы являются регулируемыми ценами и независимо от предусмотренного договором изменения размера арендной платы принятие уполномоченными органами нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договора аренды и без внесения в него подобных изменений.
При этом судом кассационной инстанции признан неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о возможности применения нового расчета арендной платы c 01.01.2009, то есть ранее даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Суд кассационной инстанции также указал, что, поскольку спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование данного земельного участка устанавливаются органами государственной власти Самарской области.
В целях реализации своих полномочий Правительством Самарской области издано постановление от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области".
Судом учтено, что положения данного постановления не могут применяться в случае их несоответствия закрепленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 основным принципам определения арендной платы. Между тем, данное обстоятельство судами первой и апелляционной инстанций не устанавливалось.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводу, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, при определении ставок арендной платы по договорам аренды земельного участка для жилищного строительства, заключенным до 30.12.2007, принимаются во внимание также минимальные ставки, предусмотренные пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Довод, содержащийся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, об отсутствии оснований для определения размера арендной платы по спорному договору по не предусмотренной договором методике расчета арендной платы, являлся предметом исследования и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций. С учетом правовой позиции, сформулированной в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, действия по одностороннему изменению арендодателем методики расчета арендной платы обоснованно признаны судами правомерными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А55-17284/2011 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2013 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
Е.М. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2013 г. N ВАС-13506/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-17284/2011
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Ответчик: ООО "ПромТехСтейт"
Третье лицо: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6459/13
04.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22501/13
16.12.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22726/13
30.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-17284/11
04.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13506/13
12.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13506/13
25.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3636/13
07.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1593/13
13.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-17284/11