Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей А.М. Медведевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявления Федерального агентства лесного хозяйства, Правительства Кировской области, Департамента лесного хозяйства Кировской области, общества с ограниченной ответственностью "Кедр" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.07.2013 по делу Арбитражного суда Кировской области N А28-5083/2012 по иску и.о. прокурора Кировской области (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации и в интересах Кировской области в лице Правительства Кировской области к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее - департамент) и обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - общество) о признании недействительным дополнительного соглашения от 07.10.2011 к договору от 22.10.2010 N 31-35 аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 12.07.2013 отменил решение от 27.12.2012 и постановление от 11.05.2013. Признал недействительным дополнительное соглашение от 07.10.2011 к договору от 22.10.2010 N 31-35 аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Не согласившись с постановлением суда кассационной инстанции, Федеральное агентство лесного хозяйства, Правительство Кировской области, Департамент лесного хозяйства Кировской области, общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее совместно - заявители) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями о пересмотре указанного судебного акта в порядке надзора. Заявители указывают на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению заявителей пункт 2 части 74 Лесного кодекса Российской Федерации не содержит запрета на изменение условий договора в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы заявителей, представленные документы и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что 22.10.2010 на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 31-35, по условиям которого арендатор принимает во временное пользование для заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3784,7 га. Срок действия договора установлен в 15 лет. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В соответствии с пунктами 5 и 6 договора арендная плата на момент его подписания составила 2 692 663 руб. в год. Арендная плата взимается за установленный объем заготовки древесины и изменяется согласно пункту 7 договора, в соответствии с которым размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
В соответствии со статьями 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом "в" пункта 11 договора общество разработало и представило арендодателю проект освоения лесов.
Распоряжением от 10.05.2011 N 276 департамент утвердил положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесного участка, переданного в аренду обществу.
На основании проекта освоения лесов в соответствии с пунктом 15 договора департамент и общество 07.10.2011 заключили дополнительное соглашение N 1 к договору, которым изменили виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке. Также был изменен размер арендной платы, который с 10.05.2011 составил 1 612 296 руб. в год.
Соглашение зарегистрировано управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 21.10.2011.
Прокурор, полагая, что дополнительное соглашение от 07.10.2011 к договору заключено в нарушение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения соответствующего аукциона, обратился в арбитражный суд с требованием признать данное соглашение недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Правила пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации касаются запрета изменения условий аукциона при заключении договора аренды. Договор аренды от 22.10.2010 N 31-35 был заключен на условиях аукциона. Вместе с тем указанная норма не содержит ограничения на изменение условий договора после его заключения в соответствии с общими правилами Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом того, что необходимость внесения изменений в договор относительно размера арендной платы была предусмотрена при разработке аукционной документации в проекте договора.
Приведение договора в соответствие с проектом освоения лесов, в том числе в отношении размера арендной платы, было предусмотрено аукционной документацией, в связи с чем не противоречит пункту 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Суды также пришли к выводу об отсутствии нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при заключении оспариваемого дополнительного соглашения.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене, предложенной победителем.
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
По мнению суда кассационной инстанции, суды нижестоящих инстанций неправильно истолковали пункт 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и пришли к необоснованному выводу о соответствии спорного дополнительного соглашения нормам права.
Таким образом, по настоящему делу суды заняли различные позиции по вопросу о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, ввиду изменения объема изъятия лесных ресурсов, предусмотренного утвержденным арендодателем проектом освоения лесов.
В судебной практике отсутствует единообразный подход к данному вопросу (в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.10.2012 N А43-25582/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 01.06.2012 N А28-6737/2011, ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2013 N А13-4717/2011).
Согласно одной из позиций, часть 2 статьи 74 Лесного кодекса содержит императивное правило, согласно которому при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 кодекса. Это означает, что изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, в том числе условия о размере арендной платы, невозможно по соглашению сторон.
Другая позиция принимает во внимание, что в силу части 1 статьи 88 Лесного кодекса использование лесного участка, предоставленного в аренду возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением уполномоченного органа. Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, которые могут существенным образом отличаться от объема использования лесов, указанных в заключенном по результатам торгов договоре, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Часть 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации запрещает на заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
В рассматриваемом деле согласно Протоколу N 36-1 о результатах аукциона от 12.10.2010 победитель аукциона выиграл право на заключение договора аренды с объемом использования лесов 7,3 тыс. куб. метров. Цена предмета аукциона (ежегодный размер арендной платы) составила при этом 2 692 663 руб.
Как следует из содержания оспариваемого дополнительного соглашения, согласованное сторонами договора уменьшение годового размер арендной платы (цены аукциона) произошло за счет уменьшения объема изъятия лесных ресурсов, предусмотренного утвержденным проектом освоения лесов, а также за счет изменения распределения лесов по разрядам такс. Величина разряда такс в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" непосредственно влияет на размер ставки платы за единицу объема лесных ресурсов.
Невнесение изменений в размер арендной платы означало бы использование лесов с изъятием лесных ресурсов, в том числе заготовку древесины, арендатором бесплатно (в случае, если объем допустимого изъятия лесных ресурсов больше объема, который предусмотрено в договоре аренды), либо неосновательное обогащение арендодателя (если объем допустимого изъятия фактически меньше, чем было предусмотрено договором аренды).
При уменьшении или увеличении объема изъятия лесных ресурсов, предусмотренного утвержденным проектом освоения лесов, а также изменении таксации, допустимо изменение размера арендной платы пропорционально изменению объема подлежащих изъятию лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, или изменению таксации, по соглашению сторон на основании пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А28-5083/2012-159/29 Арбитражного суда Кировской области подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов для установления единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А28-5083/2012-159/29 Арбитражного суда Кировской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.07.2013 по тому же делу.
2. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы в срок до 29 ноября 2013 года.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
А.М. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 октября 2013 г. N ВАС-12157/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А28-5083/2012
Истец: Прокурор Кировской области
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Кировской области, ООО "Кедр"
Третье лицо: Кировская область, в лице Правительства Кировской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Российская Федерация, в лице Правительства Российской Федерации, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, Федеральное агентство лесного хозяйства