Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2013 г. N ВАС-15115/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В., судей Воронцовой Л.Г., Кирейковой Г.Г., рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" от 24.09.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 02.11.2012 по делу N А45-22399/2012, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" (далее - общество) к открытому акционерному обществу "Региональные электрические сети" (далее - сетевая компания) об обязании производить расчет за услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу и по встречному иску о расчете за те же услуги по одноставочному единому (котловому) тарифу.
Суд установил: решением от 02.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.02.2013 и постановлением суда кассационной инстанции от 24.06.2013, первоначальный иск удовлетворен частично. Суд обязал сетевую компанию применить в расчетах с обществом за услуги по передаче электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.06.2011 N 2081 в период с 01.01.2012 по 31.05.2012 двухставочный тариф. В удовлетворении остальной части первоначального иска и в удовлетворении встречного иска отказано.
В заявлении о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора сетевая компания просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Ознакомившись с доводами заявителя, судебная коллегия не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суды установили, что открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (заказчик, гарантирующий поставщик, правопредшественник общества) и сетевая компания (исполнитель) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.06.2011 N 2081, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии от точек приема до точек присоединения потребителей, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, определенном в договоре.
Расчеты за оказанные услуги должны производиться по тарифам, установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Заказчик вправе выбрать вариант тарифа на услуги по передаче электрической энергии на очередной календарный год при условии уведомления исполнителя в течение одного месяца с даты принятия решения об установлении указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии. В противном случае расчет ведется по прежнему варианту тарифа (пункт 3.3.4 договора).
Единые (котловые) тарифы не услуги по передаче электроэнергии по сетям Новосибирской области установлены приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 22.12.2011 N 700-ЭЭ.
Общество как заказчик (потребитель) услуг по договору от 30.06.2011 письмом от 20.01.2012 уведомило сетевую компанию о выборе двухставочного тарифа. Указанное извещение направлено обществом в пределах месячного срока с даты принятия тарифного решения.
В январе-мае 2012 года сетевая компания оказала обществу услуги по передаче электроэнергии и потребовала от истца оплатить их по одноставочному тарифу.
Разногласия сторон по применяемому в расчетах варианту тарифа (одноставочному либо двухставочному) явились поводом для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Общество наставало на том, что в письме от 20.01.2012 оно однозначно определило свою волю на применение двухставочного тарифа и довело ее до исполнителя. В связи с этим истец, помимо прочего, настаивал на понуждении ответчика к представлению актов об оказанных услугах по передаче электрической энергии за январь - май 2012 года и счетов-фактур за январь - май 2012 года с указанием двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.12.2011 N 700-ЭЭ.
Сетевая компания полагала, что общество не выбрало тариф, поскольку как в договоре, так и в правовых нормах указано на право потребителя услуг определиться с тарифом на год в целом. Письмо от 20.01.2012 не соответствовало этим нормам, так как в нем общество выбрало на первое полугодие двухставочный тариф, на второе - одноставочный. Во встречном иске сетевая компания потребовала обязать общество подписать акты об оказанных услугах по передаче электроэнергии с применением одноставочных тарифов и взыскать в него задолженность за оказанные услуги.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Согласно статьям 4, 21 этого закона Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральными законами утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг.
По общему правилу утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 этого Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. По общему правилу оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Обязанностью заказчика является оплата оказанных исполнителем услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Цены на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные уровни таких цен подлежат государственному регулированию (пункты 1, 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 64 действовавших в спорный период Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливались одновременно в двух вариантах:
- двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей;
- одноставочный тариф в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии энергоснабжающим организациям предоставлялось право самостоятельно выбрать вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (абзац 6 пункта 64 Основ ценообразования).
Таким образом, вопреки доводам заявителя, общество, как заказчик (потребитель) услуг, имело право выбрать вариант тарифа и, как установили суды, своевременно воспользовалось этим правом и известило исполнителя о намерении рассчитываться по двухставочному тарифу. Более того, впоследствии общество дублировало свое извещение, что также отмечено судами.
При указанных обстоятельствах, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суды правомерно признали уведомление обществом сетевой компании о применении двухставочного тарифа с начала 2012 года и необходимым применять его в спорный период.
Доводы заявителя о неверной оценке судами первой и апелляционной инстанций письма общества от 20.01.2012 не принимаются, как направленные на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции. Кроме того, как следует из судебных актов, текст этого письма однозначно свидетельствовал о том, что общество с начала нового периода регулирования намеревалось рассчитываться за услуги по передаче электроэнергии по двухставочному тарифу.
Заявление сетевой компании по поводу расчетов во втором полугодии 2012 года, по поводу противоправного смешения в течение одного периода регулирования двух вариантов тарифа, по поводу нарушения тем самым принципов тарифного регулирования и недополучению ответчиком необходимой валовой выручки выходят за рамки не имеют отношения к спорному периоду и в силу этого не подлежат судебной оценке в рамках рассмотрения данного дела.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А45-22399/2012 Арбитражного суда Новосибирской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 02.11.2012, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2013 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2013 г. N ВАС-15115/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А45-22399/2012
Истец: ОАО "Новосибирскэнергосбыт"
Ответчик: ОАО "Региональные Электрические Сети"