Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 33-Г08-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ксенофонтовой О.А. и Борисовой Л.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Инженерно-технический центр" на решение Ленинградского областного суда от 4 июля 2008 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 17.4 пункта 7 приложения к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 октября 2007 года N 83-п "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителям Ленинградской области, на 2008 год".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "подпункта 17.4 пункта 7" имеется в виду "подпункта 17.4 пункта 17"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., представителя ОАО "Инженерно-технический центр" Антонович В.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области Власова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 октября 2007 года N 83-п установлены и введены в действие с 1 января 2008 года предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по муниципальным образованиям Ленинградской области.
Согласно подпункту 17.4 пункта 7 приложения к приказу предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по Тельмановскому сельскому поселению Тосненского района Ленинградской области установлен в размере 114,50%.
Открытое акционерное общество "Инженерно-технический центр" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 17.4 пункта 7 приложения к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 октября 2007 года N 83-п, ссылаясь на то, что решением тарифной комиссии администрации Тельмановского сельского поселения Ленинградской области от 10 июля 2007 года по результатам рассмотрения производственной программы общества и проверки обоснованности предоставленных расчетов утверждены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "Инженерно-технический Центр" потребителям данного сельского поселения, на 2008 год в размере 17,82 руб./куб.м - на нужды населения и бюджетных организаций и в размере 19,98 руб./куб.м - на нужды прочих потребителей и отмечено, что указанные тарифы превышают предельный индекс, установленный оспариваемой нормой.
По мнению заявителя, указанные обстоятельства являются основанием для установления комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области по Тельмановскому сельскому поселению предельного индекса выше, установленного по Ленинградской области.
Указывал на то, что изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 288-О-П и информационном письме Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 8 сентября 2006 года N СН-4251/5 позиция допускает возможность установления предельного индекса по отдельному муниципальному образованию выше, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит это муниципальное образование.
В связи с этим, заявитель считал, что оспариваемая норма противоречит части 3 статьи 4, статьям 7, 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", нарушает его права и законные интересы как организации коммунального комплекса в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате ее принятия на ОАО "Инженерно-технический Центр" возлагается обязанность оказывать услуги водоотведения по тарифам, не обеспечивающим финансовые потребности общества, необходимые для реализации его производственной программы.
Решением Ленинградского областного суда от 4 июля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Инженерно-технический центр" просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно части 3 статьи 4 указанного Закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы но муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.
Как следует из материалов дела, приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11 апреля 2007 года N 68-э/5 установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации, в том числе по Ленинградской области - 114,5%.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, являясь отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов и контроль за порядком ценообразования на территории Ленинградской области, в подпункте 17.4 приложения к приказу от 19 октября 2008 года N 83-п по Тельмановскому сельскому поселению Тосненского района Ленинградской области установил тот же предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - 114,5%.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемая заявителем норма принята Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пределах его полномочий в полном соответствии с федеральным законодательством.
Доводы заявителя о том, что такой предельный индекс должен быть установлен с учетом его производственной программы в большем размере, что подобное правовое регулирование отвечало бы заложенным в статье 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" принципам достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, не основаны на законе.
То обстоятельство, что тарифы на услуги водоотведения, утверждаемые с учетом предельных индексов, не обеспечивают финансовых потребностей организации коммунального комплекса, о незаконности установления таких индексов в размере, определенном для субъекта Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не свидетельствует.
Как следует из части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" по предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок возможно принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации.
О возможности установления по муниципальным образованиям предельных индексов, отличных от предельного максимального индекса, устанавливаемого в среднем по субъекту Российской Федерации, говорится и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 291-О-П и информационном письме Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11 августа 2006 года N СН-4251/5, на которые ссылался заявитель.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного информационного письма следует читать как "от 8 сентября 2006 года"
Изложенное означает, что последний вправе участвовать в принятии подобных решений, например, на основании пункта 3 части 2 статьи 4 названного выше Федерального закона путем рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, решения которого обязательны для исполнения.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что предельный индекс по Тельмановскому сельскому поселению Тосненского района Ленинградской области определен в пределах компетенции Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, в соответствии с предельным индексом, установленным для Ленинградской области Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11 апреля 2007 года N 68-э/5, не противоречит нормам федерального законодательства и не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя, следует признать правильным, а его решение об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Инженерно-технический центр" - законным и обоснованным.
Ссылка ОАО на необходимость признания недействующей нормы, определившей предельные индексы, лишь по мотивам того, что установленные с их учетом тарифы на услуги не покрывают финансовых затрат заявителя на их оказание, направлены на удовлетворение экономического интереса заявителя, защита которого выходит за рамки судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Прочие доводы жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинградского областного суда от 4 июля 2008 года оставить без изменений, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Инженерно-технический центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Ксенофонтова О.А. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 33-Г08-15
Текст определения официально опубликован не был