Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2008 г. N 24-О08-2
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 21 ноября 2012 г. N 245-П12 настоящее кассационное определение отменено в отношении Кокарева А.В.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А., судей Семенова Н.В. и Тонконоженко А.И.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденных Кокарева А.В. и Нищерякова А.В. на приговор Верховного суда Республики Адыгея от 17 декабря 2007 года, по которому
Кокарев А.В.,
осужден к лишению свободы: по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ - на 9 лет и 6 месяцев без штрафа, по п.п. "ж, з" ч. 2 ст. 105 УК РФ - на 12 лет.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний назначено 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Нищеряков А.В.,
осужден к лишению свободы: по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ - на 9 лет и 6 месяцев без штрафа, по п.п. "ж, з" ч. 2 ст. 105 УК РФ - на 12 лет.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний назначено 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Семенова Н.В., объяснения осужденного Нищерякова А.В., адвоката Чиглинцевой Л.А., мнение прокурора Шиховой Н.В., полагавшей оставить приговор без изменения, Судебная коллегия установила:
Кокарев А.В. и Нищеряков А.В. осуждены за разбойное нападение на К. и за ее убийство.
Преступления совершены 17 марта 2007 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах:
осужденный Кокарев просит разобраться в деле и принять справедливое решение, считает, что доверять показаниям свидетелей X. и С. нельзя, указывает, что приговор излишне суров, суд при назначении наказания не учел его явку с повинной, которая не была оформлена органами расследования, не учел помощь следствию и наличие несовершеннолетних детей;
осужденный Нищеряков просит переквалифицировать его действия, утверждает, что к убийству потерпевшей непричастен, на следствии признал вину в результате применения к нему недозволенных методов, суд без его согласия огласил показания свидетелей X. и С.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Васева А.С. просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.
Как видно из показаний осужденного Кокарева на предварительном следствии, он и Нищеряков проникли в дом К., которая находилась в огороде, с целью совершения кражи, приготовили к хищению продукты, сотовый телефон, денег не нашли, поэтому Нищеряков позвал К. в дом, стал требовать у нее деньги. К. отдала деньги и попыталась убежать, но он, Кокарев, преградил ей путь, а Нищеряков повалил потерпевшую на пол. Он, Кокарев, нанес лежавшей потерпевшей удары ножом в спину и в грудь, а Нищеряков спинкой от стула нанес удары по шее К., затем спинку стула положил на шею потерпевшей и бил по спинке ногой. Похищенными деньгами Нищеряков отдал долг хозяину продуктового магазина, мобильный телефон подарил продавцу магазина. При нем Нищеряков звонил по телефону С. сообщил, что он убил К. и рассчитался с долгами. На похищенные деньги они также купили телевизор и музыкальный центр.
На очной ставке с Нищеряковым Кокарев А.В. подтвердил, что ножевые удары нанес потерпевшей он, а Нищеряков деревянной спинкой от стула нанес удары потерпевшей в область шеи.
Осужденный Нищеряков на следствии признавал свое участие в убийстве К. и в похищении ее имущества.
Из материалов дела видно, что на предварительном следствии допросы осужденного Нищерякова проводились с участием адвоката, что исключало возможность применения к нему недозволенных методов, поэтому суд обоснованно отверг его доводы о том, что он признал вину в результате применения таких методов.
На основании ст. 281 УПК РФ судом обоснованно были оглашены показания свидетеля X., который не мог явиться в суд в связи с тяжелой болезнью, а также показания свидетеля С., который скрылся, доводы жалобы осужденного Нищерякова в этой части являются несостоятельными.
Из показаний свидетеля С. на предварительном следствии следует, что он и Нищеряков с января 2007 года проживали в городе ... на съемной квартире вместе с Кокаревым. Кокарев несколько раз предлагал Нищерякову совершить кражу из дома знакомой бабушки. 17 марта 2007 года он, вернувшись домой, застал Кокарева спавшим. В комнате появился новый телевизор "...", а также музыкальный центр. В ванной комнате находились сумки с продуктами. Он разбудил Кокарева и тот рассказал, что утром они вместе с Нищеряковым зашли в дом знакомой Кокарева, чтобы совершить кражу денег. Нищеряков позвал с улицы бабушку и стал требовать деньги, она отдала деньги и когда попыталась выйти, увидела и узнала его, Кокарева. Нищеряков затащил в комнату потерпевшую, она упала на пол, а он, Кокарев, ножом ударил потерпевшую в спину. Нищеряков несколько раз ударил потерпевшую ножкой от стула. После этого они подожгли дом, и ушли. 19 марта 2007 года Нищеряков и Кокарев продали телевизор и музыкальный центр за ... рублей.
Свидетель X. на предварительном следствии показал, что в марте 2007 года Нищеряков рассказал ему, что он вместе с местным жителем зашли в дом знакомой бабушки местного жителя. Он, Нищеряков, потребовал у потерпевшей деньги, она дала деньги и опознала местного жителя, после чего местный житель взял нож и нанес несколько ударов в спину и в грудь потерпевшей, а он, Нищеряков, палкой нанес удары в область шеи потерпевшей, они забрали деньги, продукты и телефон.
Не доверять показаниям указанных свидетелей или считать, что они оговорили осужденных, у суда никаких оснований не имелось.
Из показаний свидетеля П. следует, что Нищеряков рассказал ей об обстоятельствах убийства К. и о своей роли в этом преступлении.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть К. наступила в результате комбинированной травмы, в состав которой входят одиночное колото-резаное ранение задней поверхности грудной клетки со сквозным повреждением верхней доли правого легкого, левосторонний гемоторакс, тупая травма шеи, множественные кровоподтеки шеи, массивные кровоизлияния в мягкие ткани шеи, полный поперечные перелом правого большого рожка подъязычной кости, полный срединный перелом щитовидного хряща и переломы обоих щитков хряща. Каждое из этих повреждений само по себе является опасным для жизни в момент причинения, стоит в прямой причинной связи с наступлением смерти.
Вина осужденных подтверждается также показаниями потерпевшей Т., свидетелей Т., Т., Л., X., Ш., Б., Г., З., другими доказательствами.
Оценив приведенные и другие исследованные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что вина осужденных в разбойном нападении на К. и в ее убийстве доказана, правильно квалифицировал их действия.
При назначении осужденным наказания суд учел характер и степень общественной опасности содеянного ими, данные о личности каждого, в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, наличие у осужденного Кокарева малолетних детей, наказание каждому назначил в соответствии с законом. Оснований учитывать явку с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание Кокарева, у суда не имелось.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Адыгея от 17 декабря 2007 года в отношении Кокарева А.В. и Нищерякова А.В. оставить без изменения, кассационные жалобы осужденных Кокарева А.В., Нищерякова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Семенов Н.В. |
|
Тонконоженко А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2008 г. N 24-О08-2
Текст определения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 21 ноября 2012 г. N 245-П12 настоящее кассационное определение отменено в отношении Кокарева А.В.