Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2005 г. N 25-О05-9
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Борисова В.П., судей - Валюшкина В.А. и Родионовой М.А.
рассмотрела в судебном заседании 19 мая 2005 г. дело по кассационным жалобам осужденных, адвоката и защитника на приговор Астраханского областного суда от 6 декабря 2004 г., по которому -
Азбаров Г.В.,
осужден к лишению свободы: по ст. 222 ч. 1 УК РФ сроком на 2 года; по ст.ст. 33 ч.ч. 4, 5, 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. "з" УК РФ сроком на 11 лет; на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений окончательно к отбыванию назначено 12 (двенадцать) лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Гульшин О.С.,
осужден к лишению свободы: по ст. 222 ч. 1 УК РФ сроком на 2 года; по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. "з" УК РФ сроком на 9 лет; по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ окончательно к отбыванию назначено 10 (десять) лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Родионовой М.А., объяснение осужденного Азбарова Г.В., поддержавшего кассационные жалобы, заключение прокурора Аверкиевой В.А., полагавшей приговор оставить без изменения, Судебная коллегия - установила:
Азбаров Г.В. признан виновным: в незаконном приобретении, хранении, передаче и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов;
в соучастии, в форме подстрекательства и пособничества, в покушении на убийство, совершенном по найму.
Гульшин О.С. признан виновным:
в незаконном хранении и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов;
в покушении на убийство, совершенном по найму.
Преступления совершены ... в период и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В суде Азбаров Г.В. виновным себя не признал, Гульшин О.С. вину признал полностью.
В кассационных жалобах: осужденный Азбаров Г.В. и адвокат Килимистов И.П. подвергают сомнению достоверность и достаточность доказательств, положенных судом в основу обвинительного приговора. Считают, что вывод суда о виновности Азбарова Г.В. в совершении вмененных ему преступлений основан лишь на противоречивых показаниях душевно больного осужденного по делу Гульшина О.С. при отсутствии других объективных данных. Ссылаясь на нарушения уголовно-процессуальных норм, просят приговор отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение.
В дополнительной кассационной жалобе осужденный Азбаров Г.В. просит дело в отношении него прекратить и из-под стражи освободить.
Защитник Азбарова Н.А. заявляет, что суд необоснованно признал смягчающим наказание обстоятельством явку с повинной Гульшина О.С., поскольку она была написана в период содержания Гульшина О.С. под стражей. Считает, что указанный в приговоре корыстный мотив совершения Азбаровым Г.В. преступления не установлен, настоящие организаторы и пособники преступления не найдены, вывод суда о виновности Азбарова Г.В. в совершении вмененных ему преступлений основан на предположениях. Просит удовлетворить кассационные жалобы осужденного и его защиты.
Осужденный Гульшин О.С. ставит вопрос о смягчении ему наказания с применением ст. 64 УК РФ с учетом явки с повинной, признания вины и раскаяния в содеянном, активного способствования раскрытию преступления и изобличения других участников преступлений, состояния его здоровья, совершение преступления под психическим принуждением со стороны подстрекателя.
Потерпевший И. и государственный обвинитель возражают против удовлетворения кассационных жалоб, опровергая изложенные в них доводы, и просят приговор оставить без изменения.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в кассационных жалобах доводы, Судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным, за исключением части, касающейся назначенного Гульшину О.С. наказания.
Приведенные в кассационных жалобах доводы о необходимости отмены и изменения приговора не могут быть признаны убедительными, поскольку не соответствуют материалам дела.
Осужденный по делу Гульшин О.С., полностью признавая свою вину в совершении вмененных ему преступлений, изобличил и Азбарова Г.В. в содеянном. Он подробно рассказал о действиях Азбарова, предложившим ему за вознаграждение убить, как он позже узнал, И., являвшегося заместителем муфтия ... области.
Азбаров передал ему деньги в сумме ... долларов США, дал информацию на И., сообщив номер его сотового телефона, адреса, где тот мог проживать и появляться, марку и номер его автомобиля, а также снабдил его, Гульшина, огнестрельным оружием с глушителем и патронами.
Он, Гульшин, узнав кем является И., стал отказываться от совершения преступления, ссылаясь на небольшой размер вознаграждения. Тогда Азбаров обещал выплатить дополнительную сумму, а затем стал угрожать ему физической расправой и вынудил его согласиться на совершение убийства И.
Он, Гульшин, ранее И. не знал и не мог без посторонней помощи получить информацию о нем. Азбаров же, возглавляя отдел по работе с религиозными объединениями при Администрации области, в силу своих полномочий владел любой информацией о каждом лидере любого религиозного объединения.
Азбаров помог ему увидеть И. в здании Администрации области, заранее предупредив его о таком визите, он же сообщил, что И. будет в консерватории 15 августа 2003 г. на праздновании 300-летия лютеранской общины.
В зданиях Администрации области и в консерватории, где был И., находился и Азбаров.
Гульшин рассказал о неоднократных встречах и телефонных переговорах с Азбаровым при подготовке к преступлению, о том, что он, проверяя боеспособность оружия, произвел из него проверочный выстрел, указав конкретное место, где стрелял.
Как сообщил осужденный Гульшин, он также находился в зале консерватории, где проводилось праздничное мероприятие, там он то выходил, то возвращался в зал, затем вышел на улицу и стал ждать И. у входа. Через некоторое время И. вышел.
Он, Гульшин приблизился к И. и на расстоянии полуметра, достав имевшийся у него пистолет, ранее переданный ему Азбаровым, произвел в И. три выстрела, сначала под левую лопатку, а после падения И. - в голову и в область туловища.
Гульшин дал подробные показания своего побега с места происшествия с сокрытием следов преступления и оружия, указав места, куда были выброшены его сумка и пистолет, там они и были обнаружены.
Суд, исследовав все доказательства, собранные по делу, дал им надлежащую оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, обоснованно признав показания Гульшина достоверными, поскольку каждое обстоятельство, указанное Гульшиным, нашло свое подтверждение в других объективных данных.
Что касается ссылки в жалобах на невменяемость Гульшина, то она является необоснованной.
По заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы, выводы которой подтвердили в суде эксперты У. и Р., Гульшин слабоумием, хроническим психическим расстройством не страдает и не страдал ранее, у него обнаруживаются проявления иного нарушения психики в форме "органического расстройства личности по смешанному типу", которые выражены не столь значительно, они не сопровождаются грубым снижением памяти, интеллекта, критических функций, а эмоционально-волевые девиации не достигают степени декомпенсации и не достигали ее в период, относящийся к содеянному, что позволяло ему осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Это заключение комиссии экспертов-психиатров основано на стационарном обследовании Гульшина О.С., медицинской документации и сведениях, содержащихся в уголовном деле.
Оснований сомневаться в правильности и объективности сделанных экспертами выводов, о чем ставится вопрос в жалобах адвоката, не имеется.
В обоснование вывода суда о виновности Азбарова Г.В. и Гульшина О.С. в содеянном суд, помимо показаний осужденного Гульшина О.С., сослался: на показания потерпевшего И.; на показания свидетелей Н., М., С., К., К., Ф., В., Л., И., Ц., Г., О., М., на протоколы соединения служебного телефонов Азбарова и сотового телефона И., служебного и домашнего телефона Азбарова с сотовым телефоном О. - 18 раз, телефонов Гульшина с телефоном Азбарова: на аудиокассеты с записью разговоров Азбарова с указанными в приговоре лицами, видеозапись праздничного мероприятия, проведенного в ... Государственной консерватории, где находились потерпевший И. и осужденные Азбаров и Гульшин; на данные, содержащиеся в протоколах осмотра мест происшествий; на заключения судебных экспертиз - медицинской, биологической, баллистической, химической, фоноскопической; на вещественные и другие доказательства, содержание которых изложено в приговоре.
Суд всесторонне, полно и объективно исследовал эти доказательства, дал им надлежащую оценку в приговоре, как каждому в отдельности, так и в их совокупности, не согласиться с которой нет оснований.
Достоверность доказательств, положенных судом в основу обвинительного приговора, у кассационной инстанции сомнений не вызывает.
Все доводы осужденного Азбарова, выдвигавшиеся им в свою защиту, аналогичные тем, которые приводятся в кассационных жалобах, в том числе, связанные с непричастностью Азбарова к совершению вмененных ему преступлений, с недостоверностью данных Гульшиным показаний, его невменяемостью, лишающей его возможности осознавать фактический характер происходившего, с необоснованностью признания судом в качестве смягчающего наказания обстоятельством - явку с повинной Гульшина, с недопустимостью признания трех аудиокассет с записью разговоров Азбарова с указанными в приговоре лицами, с нарушением уголовно-процессуальных норм, тщательно проверялись судом и не подтвердились, поэтому обоснованно были отвергнуты по мотивам, указанным в приговоре.
Не подтвердились они и при проверке дела в кассационном порядке.
Нарушений уголовно-процессуальных норм, влекущих отмену или изменение приговора, по делу не допущено.
Правовая оценка, данная судом преступным действиям Азбарова Г.В. и Гульшина О.С., является правильной. Назначенное Азбарову наказание соответствует содеянному, личности виновного и всем обстоятельствам дела.
Просьбы Азбарова Г.В., его адвоката и защитника об отмене приговора удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем приговор в части, касающейся назначенного Гульшину О.С. по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. "з" УК РФ наказания, подлежит изменению по следующим основаниям.
Суд, решая вопрос о назначении Гульшину О.С. наказания, указал в приговоре, что отягчающих наказание обстоятельств, не усматривает.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Гульшину, суд расценивает его признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других участников преступлений, явку с повинной, состояние здоровья.
С учетом этого Судебная коллегия считает необходимым смягчить Гульшину наказания до минимального срока лишения свободы, предусмотренного законом, по которому он осужден.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия - определила:
приговор Астраханского областного суда от 6 декабря 2004 г. в отношении Гульшина О.С. изменить: смягчить назначенное ему по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. "з" УК РФ наказание до 8 (восьми) лет лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 22 ч. 1, 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. "з" УК РФ, окончательно к отбыванию ему назначить 8 (восемь) лет и шесть месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор в отношении него, а также в отношении Азбарова Г.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий - |
Борисов В.П. |
Судьи - |
Валюшкин В.А. |
|
Родионова М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2005 г. N 25-О05-9
Текст определения официально опубликован не был