Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 46-ВПР08-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Ерёменко, судей В.П. Меркулова и О.А. Ксенофонтовой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 января 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Большечерниговского района Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о защите избирательных прав. Указал, что администрация муниципального района Большечерниговский не обеспечила охрану и условия для безопасного хранения и эксплуатации комплекса ГАС "Выборы" путем представления избирательной комиссии Самарской области ненадлежащего помещения для размещения оборудования, предназначенного для обработки информационных ресурсов ГАС "Выборы". Данное обстоятельство, по мнению прокурора, способствует снижению гарантий безопасности и объективности выборов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, прямо нарушает избирательные права граждан на свободные, объективные и честные выборы, на беспрепятственный доступ к документированной информации о себе, конфиденциальность данной информации.
Решением Большечерниговского районного суда Самарской области от 27 ноября 2007 года заявление прокурора Большечерниговского района Самарской области удовлетворено: администрация Большечерниговского района Самарской области обязана обеспечить охрану и условия безопасного хранения и эксплуатации комплекса ГАС "Выборы" путем предоставления Избирательной комиссии Самарской области помещения для размещения оборудования, предназначенного для автоматизированного комплекса ГАС "Выборы", с автоматической охранной и пожарной сигнализацией.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 января 2008 года решение Большечерниговского районного суда Самарской области от 27 ноября 2007 года отменено, производство по делу прекращено.
Определением судьи Самарского областного суда от 14 мая 2008 года в передаче представления прокурора Большечерниговского района Самарской области на определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 января 2008 года для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.
В представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просит определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 января 2008 года отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2008 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 2 октября 2008 года дело по заявлению прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о защите избирательных прав передано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в представлении прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит представление прокурора подлежащего удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей на время подачи надзорной жалобы) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Как следует из материалов дела, основанием для отмены решения Большечерниговского районного суда Самарской области от 27 ноября 2007 года и прекращения производства по делу, судебная коллегия Самарского областного суда посчитала нарушение судом норм процессуального права, а именно то обстоятельство, что прокурор, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, не указал какие избирательные права нарушены. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 259 ГПК РФ прокурор не назван в числе лиц, имеющих право обратиться в суд в порядке ч. 2 ст. 259 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит данные выводы необоснованными и ставящими под сомнение законности оспариваемого определения судебной коллегии Самарского областного суда.
Из представленных материалов дела видно, что основанием для обращения прокурора Большечерниговского района Самарской области в суд послужило то, что администрацией муниципального района Большечерниговский не обеспечена охрана и условия для безопасного хранения и эксплуатации комплекса ГАС "Выборы".
Между тем, согласно п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Обращаясь в суд с заявлением, прокурор Большечерниговского района указал, что бездействием органа местного самоуправления, которым не обеспечено надлежаще оборудованное помещение для размещения комплекса ГАС "Выборы", нарушаются права неопределенного круга лиц - избирателей на свободные, объективные и честные выборы, на конфиденциальность информации о персональных данных избирателей, гарантированные п. 12 ст. 16 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии со ст. 7 указанного закона голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением граждан.
Отсутствие охранной и пожарной сигнализации в помещении, в котором расположен комплекс ГАС "Выборы", влияет на уровень предусмотренных законом гарантий для избирателей на конфиденциальность информации, на сохранение тайны голосования.
Таким образом, вывод судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда о том, что прокурором не указано, какие конкретно избирательные права нарушаются бездействием администрации района, является необоснованным.
Также является ошибочным вывод судебной коллегии областного суда о том, что ст. 259 ГПК РФ не включает прокурора в перечень лиц, имеющих право на обращение в суд в защиту избирательных прав граждан. Так, в силу указанной статьи избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться с заявлением в суд.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами, изложенными прокурором в представлении, о нарушении судом норм процессуального права и считает обжалуемое определение Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 января 2008 г. подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 января 2008 года - отменить.
Решение Большечерниговского районного суда Самарской области от 27 ноября 2007 года - оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.И. Ерёменко |
Судьи |
В.П. Меркулов |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 46-ВПР08-15
Текст определения официально опубликован не был