Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее законопроект)
Для получения из Фонда финансовой поддержки региональным властям необходимо выполнить 12 обязательных условий. Эти условия направлены на ускорение реформирования жилищно-коммунальной сферы. Однако не все они могут быть выполнены региональными властями. В результате Закон не сможет решить главную задачу - ликвидацию аварийного фонда и капитальный ремонт домов, в котором они остро нуждаются.
Некоторые условия не могут быть выполнены, так как противоречат Постановлению Конституционного Суда РФ, разъяснениям, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ, законам РФ, другие нуждаются в корректировке в части установленных Законом сроков. Законопроектом предлагается соответственно исключить такие условия или изменить сроки.
1. Из перечня условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда предлагается исключить необходимость создания определенного процента товариществ собственников жилья в многоквартирных домах с последующим его увеличением до двадцати процентов к 1 января 2011 года. Такое условие приводит к административному давлению на собственников помещений в многоквартирных домах с целью создания ТСЖ в количестве, необходимом для получения финансовой поддержки и противоречит Постановлению КС РФ от 3 апреля 1998 г. N 10-П, которым были признаны не соответствующими Конституции РФ ряд положений ФЗ "О товариществах собственников жилья" в той мере, в какой они допускают обязательность членства в ТСЖ, без добровольного волеизъявления домовладельца. Условием предоставления финансовой поддержки должно являться наличие нормативных правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ (пункт 1 законопроекта).
2. Одним из актов, создающих благоприятные условия для создания ТСЖ, должен быть акт о сроках формирования и государственном учете земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Такой земельный участок входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Отсутствие сформированного земельного участка создает неопределенность при реализации собственниками своих прав по распоряжению и пользованию общим имуществом. В то же время Законом установлено, что графики проведения работ за счет средств бюджетов субъектов по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (в соответствии со статьей 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), должны быть утверждены только к 1 января 2011 года.
Законопроектом предлагается сократить этот срок и установить его до 1 января 2008 года (абзац шестой пункта 1 законопроекта).
3. Пункт 5 части 1 статьи 14 Закона предусматривает наличие муниципальных правовых актов, необходимых для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом не учитывается, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ с 1 января 2008 г. финансирование расходов на предоставление субсидий будет осуществляться из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предлагается устранить такое противоречие (абзац седьмой пункта 1 законопроекта).
4. Учитывая, что подавляющее большинство из 24219 муниципальных образований являются дотационными, в них отсутствуют муниципальные программы сноса аварийных жилых домов и капитального ремонта домов. Эти программы не могут быть реализованы в связи с отсутствием возможности финансирования из местного бюджета.
Законопроектом исключается в качестве обязательного условия наличие муниципальных адресных программ и, соответственно, долевого финансирования местных бюджетов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Законопроектом предлагается ограничиться перечнем таких домов, утвержденных органом местного самоуправления и включенных в региональную программу (пункты 2-4 законопроекта).
5. В соответствии с требованиями, установленными статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
ЖК РФ предусматривает три варианта такого управления:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Законом собственники, выбравшие непосредственный способ управления, поставлены в неравное положение по отношению к собственникам, выбравшим иной способ управления, так как при непосредственном управлении, средства Фонда на проведение капитального ремонта домов не выделяются.
В то же время в Российской Федерации огромное количество собственников, проживающих в небольших домах, выбрали именно способ непосредственного управления домами.
Законопроект предоставляет собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, право на выделение средств Фонда на проведение капитального ремонта домов. От имени указанных собственников будет выступать уполномоченное ими лицо, которым может быть, в том числе, и орган местного самоуправления (пункт 5 законопроекта).
6. Законопроектом исключается 5% софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов со стороны граждан как обязательное условие его проведения (абзац шестой пункта 5 законопроекта).
Как показывает практика, чем хуже состояние дома, тем выше стоимость капитального ремонта и беднее живущие в нем собственники (пенсионеры, инвалиды, малоимущие). Обязанность софинансирования капитального ремонта дома приведет либо к деприватизации гражданами жилых помещений, либо к проживанию в доме вплоть до признания его аварийным. Как следствие, в том и другом случае обязанность проведения капитального ремонта или отселения граждан из аварийного дома неизбежно станет обязанностью государства.
Кроме того, указанное требование не соответствует разъяснениям, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ (обзор судебной практики за 2 квартал 2007 г.). Согласно разъяснению: исходя из системного толкования ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Законопроект содержит ряд изменений, носящих редакционный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.