Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 49-О06-68
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ботина А.Г.,
судей Побрызгаевой Е.В., Лаврова Н.Г.
рассмотрела 26 декабря 2006 года в судебном заседании кассационные жалобы осужденного Федосеева Д.А., его адвоката Сафиуллина Р.А. и законного представителя Ф., адвоката Мухарлямова Р.М. в защиту Шагиева Э.Р. и его законного представителя Ш. на приговор Верховного суда Республики Башкортостан от 27 сентября 2006 года, по которому
Шаниев Э.Р. осужден к лишению свободы по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ на 9 лет 6 месяцев в воспитательной колонии;
Федосеев Д.А. осужден к лишению свободы по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ на 9 лет в воспитательной колонии.
Постановлено взыскать с Шагиева Э.Р., Федосеева Д.А. в пользу Х. в счет возмещения ущерба ... рублей и в счет компенсации морального вреда ... рублей.
Заслушав доклад судьи Побрызгаевой Е.В., мнение прокурора Саночкиной Е.А., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
осужденные Шагиев и Федосеев признаны виновными в убийстве Х., совершенном группой лиц.
Преступление совершено 25 марта 2006 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осужденный Шагиев вину признал частично, осужденный Федосеев Д.А. вину не признал.
В кассационной жалобе осужденный Федосеев Д.А. указывает на свое несогласие с приговором, считает, что суд не дал юридической оценки содеянному, не определил характер причиненных ранений, не указал локализацию повреждений.
В кассационной жалобе адвокат Сафиуллин Р.А. в защиту Федосеева Д.А. и его законный представитель Ф. считают приговор незаконным, основанным исключительно на признательных показаниях Федосеева Д.А. и Шагиева Э.Р., данных ими на предварительном следствии. Утверждают, что Федосеев Д.А. удары камнем по голове Х. не наносил. Просят отменить приговор в отношении него, а дело прекратить.
В кассационной жалобе адвокат Мухарлямов Р.М. в защиту Шагиева Э.Р. и его законный представитель Ш. утверждают, что вина Федосеева в совершении убийства Х. не доказана. Действия Шагиева подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 105 УК РФ. Просят смягчить наказание Шагиеву.
В возражениях, не соглашаясь с доводами кассационных жалоб, государственный обвинитель Абдрахманова Н.Х. просит оставить их без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы осужденного Федосеева, адвокатов и законных представителей осужденных, возражения государственного обвинителя на доводы жалоб, судебная коллегия считает, что выводы суда о виновности осужденных Шагиева и Федосеева в инкриминируемом им преступлении основаны на совокупности доказательств, исследованных надлежащим образом в судебном заседании.
Суд обоснованно пришел к выводу о виновности Федосеева в совершении убийства Х. совместно с Шагиевым.
Как видно из показаний Федосеева, данных на предварительном следствии и оглашенных в судебном заседании, он неоднократно утверждал, что Шагиев трижды нанес удары ножом в грудь Х. После ударов потерпевший согнулся, в этот момент он (Федосеев) взял с земли камень и ударил им по голове Х., потом этот же камень взял Шагиев и им тоже ударил по голове потерпевшего. Затем они по очереди нанесли по голове потерпевшему повторные удары камнем. Данные показания Федосеев давал в присутствии адвоката и законного представителя - своей матери, Ф., с соблюдением уголовно-процессуального законодательства, в условиях, исключающих принуждение.
Виновность Федосеева и Шагиева в убийстве Х. подтверждается сведениями, содержащимися в протоколе очной ставки Федосеева с Шагиевым, а также неоднократными показаниями Шагиева, который указывал, что он нанес Х. удары ножом несколько раз в область груди. После ударов Х. упал на землю, дышал. А затем, подобрав на месте совершения преступления камень, он и Федосеев по очереди били им по голове Х. Совершил он эти действия из-за того, что Х. плохо отозвался о его матери, сказав: "если ты пьешь и куришь, то твоя мать - тоже алкашка".
Данные показания согласуются со сведениями, содержащимися в протоколе осмотра места происшествия, в ходе которого был изъят камень с пятнами бурого цвета, похожими на кровь; в показаниях свидетеля Б., рассказавшего, что Шагиев нанес удар ножом в грудь Х., ему (Б.) стало плохо, и он ушел, а Федосеев остался там; свидетеля Ш., показавшей, что видела, как незнакомый парень сидит на корточках возле стены музыкальной школы, а возле него стояли ее брат Шагиев и Федосеев; в актах судебно-медицинской экспертизы, судебной экспертизы вещественных доказательств, из которого следует, что на куртке и джинсовых брюках Федосеева найдена кровь человека, происхождение которой возможно от Х. и исключается от Шагиева Э.Р.; а также с другими доказательствами.
Согласно акту судебно-медицинской экспертизы смерть потерпевшего Х. наступила от множественных проникающих колото-резаных ран (7 ран) грудной клетки с повреждением левого легкого и сердца, открытой черепно-мозговой травмы.
Вопреки доводам, указанным в кассационных жалобах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Шагиев и Федосеев из неприязни, связанной с конфликтом между Шагиевым и Х., группой лиц умышленно причинили потерпевшему несовместимые с жизнью телесные повреждения, каждый из них нанес удары в жизненно важные органы потерпевшего - грудь и голову.
Анализ имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных в судебном заседании надлежащим образом, свидетельствует, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно квалифицировал действия осужденных по ст. 105 ч. 2 п. "ж", как убийство, совершенное группой лиц.
Оснований для переквалификации действий Шагиева на ч. 1 ст. 105 УК РФ, как об этом указано в кассационной жалобе его адвоката и законного представителя, не имеется.
Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства и прав осужденных, влекущих отмену или изменение приговора, по делу не имеется.
Согласно акту стационарной комиссионной судебно-психиатрической экспертизы Шагиев Э.Ф., обнаруживает признаки органического расстройства личности, не исключающие вменяемости, которые лишали его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Однако уровень психического развития Шагиева соответствует нормам развития его возрастного периода, он не обнаруживает интеллектуального снижения, у него сформированы на невысоком уровне все возрастные виды мыслительных операций, развиты функции памяти и внимания, имеет возрастную осведомленность в социально-бытовых вопросах. Суд обоснованно признал его ограниченно вменяемым.
Согласно акту стационарной комиссионной судебно-психиатрической экспертизы Федосеев Д.А. каким-либо хроническим психическим расстройством не страдает, во время совершения преступления не обнаруживал признаков какого-либо временного психического расстройства, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководитель ими. Суд обосновано признал Федосеева Д.А. вменяемым.
Назначая наказание, суд учел несовершеннолетний возраст осужденных Шагиева и Федосеева, положительные характеристики Федосеева, совершение Шагиевым преступления в состоянии, не исключающем вменяемости.
Таким образом, требования, предусмотренные ст.ст. 6, 22, 60, 61 ч. 1 п. "б", 88, 89 УК РФ, при назначении наказания судом выполнены.
Оснований для смягчения наказания Шагиеву Э.Р., как об этом указано в кассационных жалобах, не имеется.
Суд обосновано взыскал с осужденных сумму компенсации морального вреда в пользу потерпевшей Х. указав, что ей причинены нравственные и моральные страдания в связи с гибелью сына.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Башкортостан от 27 сентября 2006 года в отношении Шагиева Э.Р. и Федосеева Д А оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 49-О06-68
Текст определения официально опубликован не был