Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 января 2007 г. N 56-Г06-53
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей В.П. Меркулова, A.B. Харланова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Приморского края о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закона Приморского края N 129-КЗ от 30.07.2004 года "О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края" по кассационному представлению прокурора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 22 ноября 2006 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Приморского края N 129-КЗ от 30.07.04 г. "О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края", ссылаясь на то, что краевой закон в полном объеме противоречит части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ (в редакции ФЗ N 199-ФЗ от 31.12.2005 г.), так как возможный порядок безвозмездной передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, а также из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, в том числе, в процессе разграничения государственной собственности, и в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления содержит другие принципы и критерии правового регулирования.
Решением Приморского краевого суда от 22 ноября 2006 года постановлено: в удовлетворении заявления прокурора Приморского края о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закона Приморского края N 129-КЗ от 30.07.2004 года "О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края" отказать.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на то, что оспариваемый прокурором Закон не регулирует порядок передачи объектов государственной собственности края в муниципальную собственность в процессе разграничения государственной собственности, а имеет свой предмет правового регулирования, не вступающий в противоречие с федеральным законодательством.
Однако подобный вывод основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 г. N 8-П "По делу о проверке Конституционности ряда положений ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N122-ФЗ..." разграничение государственной собственности и регламентация передачи имущества в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются посредством специальных норм, содержащихся в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними в рамках данного предмета совместного ведения законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, на которых и основывается правоприменительная деятельность в этой сфере органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Осуществляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в связи с этим - разграничение государственной собственности, федеральный законодатель непосредственно в федеральном законе прежде всего указывает, какое имущество может находиться в публичной собственности того или иного уровня, объектный состав имущества, закрепляемого за соответствующим публичным собственником, а также устанавливает порядок (процедуру) передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и из собственности субъектов Российской Федерации в собственность Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 1 Закона Приморского края "О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края" от 30.07.2004 г. N 129-КЗ порядок передачи объектов государственной собственности края в муниципальную собственность в процессе разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность края и муниципальную собственность определяется федеральным законодательством. Нормами п. 2 ст. 2 данного закона предусмотрено, что он регулирует безвозмездную передачу в муниципальную собственность краевого имущества обеспечивающего реализацию полномочий органов государственной власти края, переданных органам местного самоуправления в соответствии с краевым законодательством; имущества, передача которого способствует решению вопросов местного значения; имущества, необходимого для поддержки муниципальных образований, находящихся в сложной социально-экономической ситуации, а также регулирует передачу имущества в случаях, предусмотренных федеральным и краевым законодательством.
Вместе с тем, передача имущества обеспечивающего реализацию полномочий органов государственной власти края, переданных органом местного самоуправления в соответствии с краевым законодательством; имущества, передача которого способствует решению вопросов местного значения, а также любая иная возможная безвозмездная передача имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность, а также из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, в том числе и в процессе разграничения государственной собственности, и в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления определена нормами ч. 11 ст. 154 Федерального Закона N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Оспариваемый закон Приморского края N 129-ФЗ регулирует сходные правоотношения, находящиеся в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 129-КЗ"
В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, приятным по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, предусмотренный оспариваемым законом порядок передачи имущества из одного уровня собственности в другой должен осуществляться в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ и не противоречить последнему.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Прокурор Приморского края оспаривает вышеназванный Закон края в полном объеме. При этом в заявлении имеются ссылки на противоречие федеральному законодательству конкретных норм, а именно: п.п. 1, 2, 4, 5 ст. 2, ст.ст. 3-6, 7-910, 12, 14 Закона Приморского края.
При рассмотрении дела суд не уточнил действительный предмет и объем заявленных требований.
Кроме того, суд не дал правовой оценки нормам Закона Приморского края N 129-КЗ, регулирующим случаи безвозмездной передачи имущества, не высказал своего осуждения о том, какое краевое имущество по закону края может передаваться на возмездной основе из краевой собственности в муниципальную и обратно, а также возможность регулирования законодательством субъектов РФ вопросов заключения органами местного самоуправления возмездных сделок с муниципальным имуществом.
С учетом того, что нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 22 ноября 2006 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 января 2007 г. N 56-Г06-53
Текст определения официально опубликован не был