Надзорное определение ВК Верховного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 6Н-64/03
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - генерал-майора юстиции Захарова Л.М.,
судей: генерал-майора юстиции Коронца А.Н., генерал-майора юстиции Петроченкова А.Я.
с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Шаболтанова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2003 года гражданское дело по жалобам майоров Николаени И.И. и Шилова Ю.С. на действия командира войсковой части ..., связанные с тем, что им как военнослужащим, проходящим военную службу в Республике ..., районный коэффициент и процентная надбавка за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях, начисляется от должностного оклада, что противоречит ст.ст. 11 и 13 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также в отношении Николаени - со снижением в 2000 и 2001 годах процентной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 50% до 30% от должностного оклада, и в отношении Шилова - с наличием задолженности по денежной компенсации взамен продовольственного пайка, по надзорным жалобам командира войсковой части полковника Тищенко И.К. и представителя Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации, действующего по доверенности, Гапеенко С.И. на решение 109 гарнизонного военного суда от 6 марта 2002 года, определение Уральского окружного военного суда от 30 апреля 2002 года и постановление президиума Уральского окружного военного суда от 4 декабря 2002 года,
Заслушав доклад генерал-майора юстиции Петроченкова А.Я. и заключение прокурора Шаболтанова И.А., предложившего частично удовлетворить надзорные жалобы и отменить постановление президиума Уральского окружного военного суда от 4 декабря 2002 года по жалобам Николаени И.И. и Шилова Ю.С. на действия командира войсковой части ... в части выплаты им процентной надбавки к их денежному довольствию за службу в Республике ... как в отдаленной местности, местности с тяжелыми климатическими условиями - отменить, оставив в силе решение 109 гарнизонного военного суда от 6 марта 2002 года и определение Уральского окружного военного суда от 30 апреля 2002 года, а в остальной части судебные решения оставить без изменения, а надзорные жалобы - без удовлетворения. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Николаеня и Шилов обратились в 109 гарнизонный военный суд с жалобами, в которых просили: Николаеня - признать приказы командира войсковой части ... от 17 декабря 1999 года N 534 и от 28 декабря 2000 1 ода N 531 необоснованными и обязать командира части установить ему надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы за 2000, 2001 г.г. исходя из 50 % должностного оклада: Шилов - обязать командира войсковой части ... произвести перерасчет денежной компенсацией взамен продовольственного пайка за период с 1 февраля 1998 года по 31 декабря 1999 года, исходя из его стоимости на момент фактического получения, т.е. из расчета ... рублей в день; Николаеня и Шилов выплатить им с 1 января 2000 года процентную надбавку за службу в отдаленных местностях, местностях с тяжелыми климатическими условиями и районного коэффициента, исчислив ее от всего денежного довольствия, а не от должностного оклада.
Решением 109 гарнизонного военного суда от 6 марта 2002 года требования Николаени И.И. и Шилова Ю.С. были удовлетворены частично.
Суд обязал командира войсковой части ... и выплатить Шилову денежную компенсацию взамен продовольственного пайка за период с 1 февраля 1998 года по 31 декабря 1999 года, исходя из его стоимости на момент фактического получения, то есть из расчета ... рублей в день.
Суд первой инстанции также признал приказы командира войсковой части ... от 17 декабря 1999 года N 534 и от 28 декабря 2000 года N 531 в части, касающейся Николаени, незаконными и не действующими с момента их издания, и обязал командира произвести данному офицеру перерасчет денежной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы за 2000 и 2001 годы, исходя из 50 % от должностного оклада на день вынесения судебного решения.
В остальной части заявленных требований суд в удовлетворении отказал.
Определением Уральского окружного военного суда от 30 апреля 2002 года указанное решение 109 гарнизонного военного суда было изменено.
В удовлетворении жалобы Николаени И.И. но поводу установления командиром войсковой части процентной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы Уральский окружной военный суд отказал. В остальной части решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Постановлением президиума Уральскою окружного военного суда от 4 декабря 2002 года решение 109 гарнизонного военного суда было изменено в части, касающейся выплаты заявителям Николаеню И.И. и Шилову Ю.С. процентной надбавки за службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и отдаленной, а также в отношении Николаени И.И. ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы за 2000 и 2001 годы. В остальной же части решение 109 гарнизонного военного суда и определение Уральского окружного военного суда были оставлены без изменения.
В надзорной жалобе Гапеенко С.И. выражает несогласие с вынесенными по делу судебными решениями и просит отменить их.
В частности, Гапеенко указывает, что он не согласен с решением 109 гарнизонного военного суда в части, обязывающей командира войсковой части ... выплатить Шилову денежную компенсацию взамен продовольственного пайка за период с 1 февраля 1998 года по 31 декабря 1999 года, исходя из ее размера на момент фактической выплаты, т.е. ... рублей в сутки. а также в части, признающей приказы командира войсковой части ... от 17 декабря 1999 года N 534 и от 28 декабря 2000 года N 531 в отношении Николаене не законными и недействующими с момента их издания и обязывающей командира произвести данному офицеру перерасчет надбавки за сложность и напряженность и специальный режим работы за 2000 и 2001 года, исходя из 50% от должностного оклада на день вынесения судом решения, в связи с существенным нарушением судом норм материальною права.
По вышеперечисленным основаниям Гапеенко не согласен с определением суда второй инстанции.
Также в надзорной жалобе представитель директора ФПС России просит отменить постановление президиума Уральского окружного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права. В частности, он не согласен с тем, что суд надзорной инстанции распространил на заявителей нормы Федерального закона РФ от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", тем самым отнеся Республику ... к районам Крайнего Севера, приравненных к ним местностям и другим местностям с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе и отдаленным. Гапеенко полагает, что вывод суда надзорной инстанции не соответствует международным договорам Российской Федерации, а именно статье 6 Соглашения между Российской Федерации и Республикой ... о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики ... от 25 мая 1993 года. которой предусмотрено финансирование расходов на Пограничной группы ФПС России в Республике ... обеими сторонами на основе долевого участия с последующим перерасчетом по фактическим расходам.
Командир войсковой части ... Тищенко в своей надзорной жалобе просит отменить постановление президиума Уральского окружного военного суда от 4 декабря 2002 года, поскольку полагает, что президиумом Уральского окружного военного суда были допущены существенные нарушения норм материального права.
В частности, нарушения, по мнению Тищенко, выразились в следующем. Президиум Уральского окружного военного суда прировнял Республику ... к районам Крайнего Севера, приравненных к ним местностям и другим местностям с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе и отдаленным, тем самым распространив на Николаене и Шилова нормы ст. 13 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих".
Также в жалобе командир части указывает на то, что Президиум Уральского окружного военного суда соединил в единое понятия районного коэффициента и процентной надбавки, обязав выплатить заявителям процентную надбавку к денежному довольствию.
Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорных жалоб Гапеенко С.И. и Тищенко И.К., Военная коллегия находит постановление президиума Уральского окружного военного суда подлежащим отмене в части выплаты заявителям процентной надбавки за службу в отдаленной местности, местности с неблагоприятными климатическими условиями, исчисленном от денежного довольствия, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных решений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Выплата военнослужащим Федеральной тираничной службы Российской Федерации повышенных должностных окладов и ежемесячной процентной надбавки за службу в Республике ... осуществлялась на основании Инструкции о денежном содержании военнослужащих Комитета государственной безопасности СССР, утвержденной приказом Председателя КГБ СССР от 14 сентября 1982 года N 0555 (далее - Инструкция).
В соответствии со статьей 280 Инструкции военнослужащим (кроме солдат, сержантов, матросов и старшин, проходящих военную службу по призыву), проходящим военную службу в перечисленных ниже отдаленных и высокогорных местностях и районах с тяжелыми климатическими условиями (далее - отдаленные местности) должностные оклады выплачиваются с повышением. Пунктом "д" указанной статьи установлено повышение должностного оклада на 15 процентов за службу в Республике ...
Согласно статье 307 Инструкции офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы пограничных войск за службу в районах с тяжелыми условиями на границах с Ираном, Афганистаном и КНР в пределах территории Туркменской ССР, Таджикской ССР и Узбекской ССР выплачивается ежемесячная надбавка в размере 25 процентов.
Из приведенных правовых норм видно, что по своему содержанию статья 280 Инструкции лишь отчасти повторяет Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года N 12 (ранее - постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029). В целом она этот Перечень не дублирует.
Различия касаются как всего списка отдаленных местностей, содержащихся в каждом из названных документов, так и их внутреннего расположения в структуре Инструкции и Перечня, что влечет отнесение в ряде случаев одних и тех же местностей к различным по удаленности и, соответственно, условиям оплаты труда категориям.
Кроме того, данной статьей предусмотрена выплата военнослужащим лишь должностного оклада с повышением. Между тем, статьей 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлена выплата районного коэффициента ко всей заработной плате указанных граждан.
Как по размеру (в процентном исчислении), так и по порядку начисления существенно отличаются также правила выплаты военнослужащим и гражданским лицам процентной надбавки за службу (работу) в отдаленных местностях, установленные Инструкцией и Законом (соответственно от должностного оклада и заработной платы).
Таким образом, названными нормативными правовыми актами были установлены самостоятельные и различающиеся по условиям, основаниям и размерам выплаты за работу гражданских лиц и службу военнослужащих в отдаленных местностях. При этом с точки зрения размера причитающихся выплат в лучшем положении ранее находились гражданские лица.
31 декабря 1999 года Федеральным законом N 229-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" статья 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" была дополнена новым пунктом 6.
Согласно этому пункту военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненным к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Со вступлением с 1 января 2000 года в силу указанная правовая норма приравняла по размерам и порядку выплаты рассматриваемых компенсаций военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и других отдаленных местностях, к гражданским лицам, проживающим и работающим в тех же районах и местностях.
Поскольку в данной части положения Инструкции вошли в противоречие с Федеральным законом, в силу требований пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 года "О ратификации соглашения о создании содружества независимых государств" и конституционного принципа верховенства закона, эти положения с 1 января 2000 года на территории Российской Федерации применению не подлежат.
Следует иметь виду, что рассматриваемые изменения коснулись лишь тех местностей, в том числе включенных в Перечень, где коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для гражданских лиц.
Между тем, согласно Инструкции отдаленными считается также ряд местностей, где районные коэффициенты и процентные надбавки иным, кроме военнослужащих, гражданам не выплачиваются. Причем сами эти местности ни в упомянутый Перечень, ни в другие аналогичные нормативные правовые акты Российской Федерации, не включены.
К таким местностям, в частности, относится и Республика ...
Таким образом, поскольку каких-либо иных правил выплаты гражданам районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных местностях федеральным законодательством не установлено, положения Инструкции в части, касающейся названных местностей, подлежат применению и впредь. При этом правовые основания для исчисления предусмотренных Инструкцией повышений денежного довольствия военнослужащих в ином, чем там указано порядке, отсутствуют.
Факт применения Инструкции и выплаты заявителям повышенного должностного оклада, а также процентной надбавки за службу па территории Республики ... в прежнем порядке подтвердили в своих надзорных жалобах представитель Директора ФПС и командир войсковой части ... Подтверждаются эти обстоятельства и материалами гражданского дела (л.д. 10 и 17).
Таким образом, установленный ранее нормативными актами бывшего Союза ССР уровень прав и льгот и в настоящее время сохранился на прежнем уровне и какого либо нарушения Соглашения "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей", а также Венской конвенции о праве международных договоров, не имеется.
Учитывая изложенное, следует констатировать, что доводы президиума Уральского окружного суда о снижении обжалуемыми действиями уровня льгот и, соответственно, нарушении прав заявителей не могут быть признаны обоснованными.
Нельзя их признать правильными и потому, что надзорной инстанцией не учтены положения Закона от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Названный закон содержит специальные нормы, устанавливающие дополнительные социально-правовые гарантии защиты указанной категории военнослужащих. Именно по данному, а не иному, основанию - за прохождение военной службы на территории Республики - статьей 1 Закона предусмотрена выплата военнослужащим повышенных в полуторном размере окладов по воинским званиям и должностям. Следовательно, и с этой точки зрения поводов для согласия с позицией окружного суда нет.
Необходимо учитывать и то, что, как усматривается из материалов дела, в настоящее время финансирование воинского контингента в Республике ... определяется не только Российским законодательством, но и на основании международных договоров между Россией и ..., что предполагает соответствующий порядок любых изменений такого финансирования.
Из вышеизложенного следует, что президиум окружного суда фактически выполнил функцию законодательного органа, распространив своим решением действие льгот, установленных на территории России, и за ее пределы, включив в районы с льготными выплатами и Республику ..., чем вышел за пределы своей компетенции, в связи с чем постановление президиума Уральского окружного военного суда в данной части следует отменить, оставив в силе судебные решения судов первой и кассационной инстанций.
Что же касается иных доводов надзорных жалоб, то с ними нельзя согласиться, поскольку судами первой и второй инстанции правильно и полно установлены обстоятельства дела, поэтому в этой части жалобы не подлежат удовлетворению.
Так, суд правильно обязал командира войсковой части ... выплатить Шилову денежную компенсацию взамен продовольственного пайка за период с 1 февраля 1998 года по 31 декабря 1999 года, исходя из ее размера на момент фактической выплаты, т.е. ... рублей в сутки, поскольку в ходе судебного заседания данное требование заявителя представитель командира войсковой части ... признала в полном объеме.
Что же касается начисления и выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, то президиум окружного военного суда, изменив в этой части определение окружного военного суда от 30 апреля 2002 года и решение 109 гарнизонного военного суда в части установления Николаене И.И. ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы за 2000 и 2001 годы, правильно применил нормы материального права, обязав командира войсковой части ... установить Николаеню надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы за 2000, 2001 г.г. до 50 процентов оклада по воинской должности в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13 ФЗ "О статусе военнослужащих" до изменения её редакции Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ, п. 2 приказа Директора ФПС РФ то 25 декабря 1999 года N 719 "О выплате ежемесячной надбавки до 50 % должностного оклада за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим Пограничной службы Российской Федерации" (в редакции приказа ФПС РФ от 16 апреля 2001 года N 219) и п.п. 1, 2 Инструкции о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим Пограничной службы, утвержденной этим приказом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 386, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
постановление президиума Уральского окружного военного суда от 4 декабря 2002 года по жалобам Николаени И.И. и Шилова Ю.С. на действия командира войсковой части ... в части выплаты им процентной надбавки к их денежному довольствию за службу в Республике ..., как в отдаленной местности, местности с тяжелыми климатическими условиями - отменить, оставив в силе решение 109 гарнизонного военного суда от 6 марта 2002 года и определение Уральского окружного военного суда от 30 апреля 2002 года.
В остальной части судебные решения оставить без изменения, а надзорные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Захаров |
Судьи |
А.Н. Коронец |
|
А.Я. Петроченков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение ВК Верховного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 6Н-64/03
Текст определения официально опубликован не был