Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2006 г. N 74-Г06-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Емышевой В.А.
судей Харланова A.B., Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании 13 сентября 2006 г. гражданское дело по кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2006 г., которым первому Заместителю прокурора Республики Саха (Якутия) отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2005 г. N 569 "О реализации доктрины здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия)", которым утверждена Республиканская целевая программа "Здоровый человек - успешное общество на 2006-2010 годы".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:
Правительством Республики Саха (Якутия) принято Постановление от 20.10.2005 г. "О реализации доктрины здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия), п. 3 которого утверждена Республиканская целевая программа "Здоровый человек - успешное общество на 2006-2010 годы".
Первый Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) и Республиканской целевой программы "Здоровый человек - успешное общество", в связи с тем, что программа имеет социально-экономическую направленность, в связи с этим должна утверждаться представительным органом субъекта РФ (п. "г" ч. 2 ст. 5 и п. "б" ч. 2 ст. 21 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (с последующими изменениями).
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2006 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора, участвовавшего в деле, поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно подп. "в" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с подп. "г" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, утверждаются законом субъекта РФ.
Ст. 56 п. 6 Конституции Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) утверждает государственные программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), представленные Президентом Республики Саха (Якутия).
Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом.
Согласно ст. 5.3 Закона Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" от 12 апреля 2004 г. (с последующими изменениями) республиканские целевые программы принимаются до составления проекта государственного бюджета на очередной финансовый год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 14 апреля 2004 г."
Республиканские целевые программы подразделяются на долгосрочные (со сроком реализации более пяти лет), среднесрочные (со сроком реализации до пяти лет) и краткосрочные (со сроком реализации от одного года до двух лет).
Долгосрочные целевые программы утверждаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в форме закона Республики Саха (Якутия) и имеют статус государственной целевой программы.
Среднесрочные и краткосрочные республиканские целевые программы утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).
На федеральном уровне понятие долгосрочной целевой программы субъекта РФ не дано.
Проанализировав названные положения федерального и законодательства Республики Саха (Якутия), а также содержание Республиканской целевой программы "Здоровый человек - успешное общество на 2006-2010 годы", суд пришел к правильному выводу о том, что она не содержит всех признаков, присущих программе социально-экономического развития субъекта РФ, является среднесрочной, а следовательно могла быть утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Предусмотренные финансовые затраты для реализации Программы утверждаются законами о бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год.
Из раздела VI Программы следует, что при изменении объемов финансирования, по сравнению с объемами, предусмотренными утвержденной Программой, проводится ее корректировка.
Таким образом суд правильно исходил из того, что оспариваемый правовой акт не противоречит федеральному законодательству.
Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Довод кассационного представления прокурора о том, что оспариваемая Программа по существу является программой социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) проверялся судом и обоснованно признан несостоятельным.
Ссылка в кассационном представлении на статьи 11 и 27 БК РФ несостоятельна, так как они регулируют иные правоотношения.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационном представлении прокурора, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ Судебная коллегия определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2006 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Емышева В.А. |
Судьи |
Харланов A.B. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2006 г. N 74-Г06-16
Текст определения официально опубликован не был