Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 января 2007 г. N 74-Г06-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Харланова A.B., Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Председателя Собрания депутатов МО "село Маган" и Главы МО "село Маган" на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2006 г., которым удовлетворено заявление прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 г. "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., объяснения Главы МО "село Маган" Евтушенко В.В., представителя окружной администрации городского округа "Якутск" Готовцевой С.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:
прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими часть 2 статьи 23 и утвержденное ею приложение 10 в части, предусматривающей дотации муниципальному образованию "Маган", часть 1 статьи 26 и приложение 11 к ней в части, предусматривающей субвенции муниципальному образованию "Маган", часть 4 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 г. 289-З N 619-III "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" с момента принятия этого закона, указывая, что согласно ч. 3 ст. 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. внутригородские муниципальные образования упразднены с 01.01.2006 г., следовательно, в Законе о бюджете PC (Я) не могут предусматриваться дотации и субвенции несуществующему муниципальному образованию и должны быть адресованы городскому округу "Якутску", в состав которого входит территория села Маган, а так же финансирование закупок и доставки переходящего товарного запаса нефтепродуктов для государственных нужд не может осуществляться в виде бюджетных кредитов.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) и представитель Министерства Финансов PC (Я) признали правомерность заявленных прокурором требований, суду пояснили, что Государственным Собранием PC (Я) будут рассмотрены уточнения в Закон PC (Я) о бюджете, предусматривающие переадресацию средств выделенных для села Маган в городской округ "Якутск".
В части оспаривания ч. 4 ст. 40 Закона просили учесть, что данная статья была включена в период формирования бюджета Республики на 2006 год до внесения поправок в Бюджетный кодекс РФ, снимающих ограничения по предельному размеру кредитов, выделяемых из бюджета PC (Я), а так же специфику завоза грузов, определяющих жизнедеятельность районов Крайнего Севера.
Просили признать оспариваемые прокурором положения Закона о бюджете недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель МО "Село Маган" - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я), с заявлением прокурора не согласилась, считает, что заявленные требования необоснованны, т.к. МО "поселок Маган" не упразднено, исключение МО "п. Маган" из бюджетного финансирования срывает выполнение государственных полномочий и полномочий, связанных с решением вопросов по заработной плате работников бюджетных организаций, организаций ЖКХ. Пояснила, что главой 12 "Переходные положения" ФЗ N 131-ФЗ установлен переходный период до 1.01.2009 г. по решению вопросов местного значения вновь образованных, в соответствии с настоящим Федеральным законом, поселений. Так же считает, что требование прокурора о признании недействующими оспариваемых положений Закона PC (Я) с момента принятия закона некорректно, т.к. часть выделенных средств израсходована на заработную плату и денежное вознаграждение работников, поэтому их возврат невозможен.
Представитель окружной администрации г. Якутска - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне прокурора PC (Я), поддержала заявление прокурора в части, касающейся выделения дотаций МО "Маган", суду пояснила, что в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ и ст. 2.2 Закона PC (Я) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" 124-З N 251-III МО "село Маган" не является составной частью бюджетной системы Республики Саха (Якутия) и не может быть получателем средств Государственного бюджета РС (Я).
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2006 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Председателя Собрания депутатов МО "село Маган" и Главы МО "село Маган" поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Законом Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 г. 289-З N 619-III "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год", опубликованном в установленном законом порядке, в ст. 23 утвержден Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) для финансирования дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских) округов на 2006 год в размере 5849440 тыс. рублей, в том числе: согласно приложению 10 - предусмотрены дотации муниципальному образованию "Маган" в размере 9960 тыс. рублей, а так же ч. 1 ст. 23 Закона и приложением 11 к ней - предусмотрены соответствующие субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий МО "Маган" в размере 15229 тыс. руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ч. 1 ст. 23" имеется в виду "ч. 1 ст. 26"
Согласно п. 5 ст. 137 Бюджетного кодекса РФ законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, региональный фонд финансовой поддержки поселений в части, касающейся предоставления дотаций поселениям, входящим в состав территории муниципальных районов, не образуется, дотации, подлежащие перечислению в бюджеты поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, включаются в состав регионального фонда компенсаций и распределяются между бюджетами муниципальных районов.
На основании Закона Республики от 13.07.2005 г. 258-З N 523-III "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" в Республике Саха (Якутия) дотации рассчитываются и предоставляются поселениям органами местного самоуправления муниципальных районов.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ в ст. 2 определены в качестве муниципальных образований, органам местного самоуправления которых могут передаваться отдельные государственные полномочия, муниципальный район и городской округ.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия и утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В целях реализации ст. 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) приняты законы 172-З N 351-III от 30.11.2004 г. "Об установлении границ и наделении статусом муниципального района муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", 174-З N 355-III "Об установлении границ территорий и наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", 173-З N 353-III "Об установлении границ и наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".
Как правильно указал суд, ни одним из указанных законов МО "село Маган" не наделено статусом самостоятельного муниципального образования, как того требует ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ.
Так же в Республике Саха (Якутия) отсутствует закон, наделяющий отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления действовавшего до 01.01.2006 г. МО "село Маган".
Проанализировав перечисленные выше положения законов, суд пришел к правильному выводу о том, что распределение дотаций в составе республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), предусмотренные ст. 23 и приложением 10, и предоставление субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренное ст. 26 и приложением 11 Закона РС о бюджете в части направления средств бюджета для МО "Маган", противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими.
Исходя из изложенного, доводы представителя МО "Маган" о том, что МО "поселок Маган" не упразднено в установленном законом порядке, исключение МО "п. Маган" из бюджетного финансирования незаконно, и что Федеральным законом N 131-ФЗ установлен переходный период до 01.01.2009 г. по решению вопросов местного значения вновь образованных поселений, правильно признаны несостоятельными.
Кроме того, суд правильно указал в решении, что из вступившего в законную силу решения Верховного Суда РС (Я) от 24.03.2005 г. N 3-20/05 об отказе в удовлетворении заявления прокурора РС (Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона РС (Я) "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутии)" от 30.11.2004 г. 174-З N 355-III следует, что территория муниципального образования "Село Маган" является частью территории муниципального образования "Город Якутск" и, более того, "Село Маган" фактически является внутригородским по отношению к "Городу Якутску" муниципальным, образованием, которое согласно ч. 3 ст. 84 ФЗ N 131-ФЗ упраздняется с 1 января 2006 г.
Учтено судом также и то, что постановлением Конституционного суда РС (Я) от 15.03.2006 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 г. 174-З N 355-III "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" в части установления границ муниципального образования "Город Якутск" Государственному Собранию (Ил Тумэн) указано на необходимость упразднения МО "Маган" во исполнение требований федерального законодательства.
29.09.2002 г. население поселка Маган совместно с населением города участвовало в голосовании на местном референдуме о создании МО "Город Якутск", куда вошло МО "поселок Маган". 29.12.2002 г. жители поселка Маган участвовали так же в голосовании по поводу формирования органов управления муниципального образования "Город Якутск".
Таким образом жители МО "поселок Маган" выразили свое волеизъявление на формирование единого муниципального образования "город Якутск".
В последующем, Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 20.02.2004 г., поселок Маган был преобразован в село Маган и одновременно законодательным органом был определен статус МО "села Маган" как внутригородского муниципального образования, которое упраздняется с 01.01.2006 г. в силу требований ФЗ N 131-ФЗ, поэтому, как правильно указал суд, установленный главой 12 "Переходные положения" ФЗ N 131-ФЗ, переходный период до 1.01.2009 г. по решению вопросов местного значения вновь образованных поселений, в данном случае не применим.
Кроме того, судом принято во внимание и то обстоятельство, что согласно сведений ГУ МЮ РФ ДВФО по РС (Я) от 25.09.2006 г. в Реестр муниципальных образований Республики Саха (Якутия) МО "село Маган" не включено.
Содержание указанных выше приложений к оспариваемому закону свидетельствует о том, что дотации и субвенции выделены муниципальным районам и городским округам, к которым МО "село Маган" не относится.
Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, судом не допущено.
Доводов о незаконности решения суда в части признания противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 4 ст. 40 оспариваемого Закона в кассационных жалобах не содержится.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2006 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы председателя Собрания депутатов "село Маган" и Главы МО "село Маган" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Харланов A.B. |
|
Макаров Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 января 2007 г. N 74-Г06-21
Текст определения официально опубликован не был