Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 июля 2008 г. N КА-А40/2697-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2008 г.
Закрытое акционерное общество "Производственное объединение "Специализированные железнодорожные вагоны - цистерны" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Инспекция, налоговый орган)) о признании недействительным ее решения от 05.06.2007 N 492 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4222527 руб. за ноябрь 2006 года. Общество также просило обязать Инспекцию возместить путем зачета в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам НДС в сумме 4222527 руб. за указанный период.
Решением суда от 28.09.2007 в удовлетворении заявления Обществу отказано со ссылкой на несоблюдение требований ст. 169 НК РФ.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007 решение суда первой инстанции отменено и требования заявителя удовлетворены в связи с наличием у заявителя права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в заявленном размере.
Законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта Девятого арбитражного апелляционного суда и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Инспекция указывает на то, что у заявителя право на вычеты в указанном размере не возникло, поскольку оказанные ОАО "СГ-Транс" услуги связаны с услугами по перевозке товаров, вывезенных за пределами таможенной территории РФ и подпадают под действие п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Инспекция приводит довод о том, что заявитель принял к вычету НДС, уплаченный налогоплательщиком в нарушение положений Главы 21 НК РФ с применением 18 налоговой ставки.
В письменных пояснениях по делу ЗАО "ПО "Спеццистерны" указывает на несостоятельность ее доводов, как не основанных на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела, просит оставить постановление суда от 24.12.2007 без изменения. Заявлено ходатайство о приобщении письменных пояснений к материалам дела, которое суд кассационной инстанции находит подлежащим удовлетворению, учитывая при этом мнение представителя Инспекции, не возражавшего против заявленного ходатайства.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители Общества возражали против доводов жалобы и настаивали на ее отклонении по мотивам, изложенным в постановлении суда от 24.12.2007 и представленных письменных пояснениях на кассационную жалобу.
Обсудив доводы жалобы и возражения относительно них, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007 подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года и документов, подтверждающих обоснованность применения названной налоговой ставки и налоговых вычетов.
Результаты проверки нашли отражение в акте от 03.05.2007 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений на акт проверки Инспекцией 05.06.2007 принято решение N 492, которым отказано в возмещении НДС в сумме 4 222527 руб., уплаченного ОАО "СГ-Транс" за оказание транспортных услуг в цистернах по перевозке товаров в рамках договора от 29.12.2003 N 01/074-04-СУ 1990.
Отказ Обществу в возмещении НДС мотивирован Инспекцией тем, что Общество принимает к вычету суммы налога, уплаченные налогоплательщиком в нарушение положений Главы 21 НК РФ, поскольку оказанные Обществу услуги по упомянутому договору непосредственно связаны с перевозкой товара, вывезенного за пределы таможенной территории РФ.
Инспекция, ссылаясь на положения п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, указывала на то, что спорные услуги подлежали налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, в связи с чем Общество неправомерно занизило НДС в сумме 4 222 527 руб. по счету-фактуре ОАО "СГ-Транс" с отражением налоговой ставки 18 процентов.
Общество оспорило в арбитражном суде решение Инспекции в части доначисления НДС в сумме 4 222 527 руб., обратившись с настоящим заявлением.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что объектом налогообложения НДС является реализация услуг, связанных с предоставлением цистерн во временное пользование, в которых осуществлялась перевозка товаров. Суд пришел к выводу о том, что услуги по предоставлению цистерн грузоотправителям и экспедиторским организациям во временное пользование для перевозки грузов в международном сообщении не могут быть отнесены к услугам, поименованным в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, в связи с чем операции по реализации этих услуг подлежат налогообложению по ставке 18%, Общество обоснованно в соответствии со ст.ст. 171, 172 НК РФ применило налоговый вычет.
Вместе с тем, повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции не учел следующего.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Положения настоящего пункта распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) и иные подобные работы.
Определением Конституционного Суда РФ N 41-О от 19.01.2005 установлено, что обложение налогом на добавленную стоимость работ, услуг по ставке 0% закон (п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 164 НК РФ) напрямую увязывает с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы (услуги), такой же налоговой ставки.
Следовательно, основным критерием, позволяющим отнести работы, услуги к облагаемым по ставке 0%, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. По смыслу и буквальному содержанию п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ перечень подпадающих под его действие работ, услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса. Аналогичное толкование указанной нормы дано Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Президиума от 20.11.2007 N 7205/07, от 04.03.2008 N 16581/07, от 19.06.2006 N N 16305/05 и 1964/06, от 04.04.2006 N N 14240/05, 14227/05, от 20.12.2005 N N 9263/05, 9252/05.
Поэтому для определения надлежащей налоговой ставки необходимо было установить, являлся ли товар в момент оказания услуги экспортируемым.
Для целей обложения налогом на добавленную стоимость товар считается экспортируемым с момента его помещения под таможенный режим экспорта (статья 164 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Общество, подавшее налоговую декларацию, как следует из материалов дела, являлось экспортером товара; для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении собственных операций по реализации товара на экспорт Общество должно было доказать факт вывоза товара из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, что удостоверяется соответствующими отметками таможенных органов на грузовых таможенных декларациях.
Такие декларации Обществом в Инспекцию были представлены, что не оспаривается сторонами.
На основании пункта 4 статьи 129 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории Российской Федерации. Исключение составляют случаи, установленные статьей 314 Кодекса, о последующем декларировании товаров, перемещаемых по линиям электропередачи.
В связи с чем для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при обложении налогом на добавленную стоимость операций по реализации спорных услуг суду необходимо было соотнести даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта и применить необходимые нормы права, что судом апелляционной инстанции сделано не было.
В силу п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно Главе 21 Кодекса.
Названное положение Кодекса исключает заявление к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений Главы 21 НК РФ.
При таких обстоятельствах постановление суда от 24.12.2007 по настоящему делу не отвечает требованиям законности и обоснованности и подлежит отмене.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции находит правильным выводы Арбитражного суда г. Москвы, изложенные в решении от 28.09.2007 по настоящему делу.
Судом правильно определен характер оказанных Обществу услуг как услуг, связанных с экспортированием товаров. Вывод суда основан на анализе представленных документов, а именно: договоре от 29.12.2003 N 01/074/04-СЦ.1990 на оказание транспортных услуг, соответствующих счетов-фактур, актов выполненных работ, письма ОАО "СГ-Транс" от 17.01.2005 N 13-02/51, ГТД, железнодорожных накладных. Документы оценены судом в их совокупности и взаимосвязи.
При этом суд установил, что сторонами заключен договор транспортной экспедиции, поскольку в соответствии со ст. 1 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" в понятие транспортно-экспедиционной деятельности входит оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Номера железнодорожных отправок в согласованных обеими сторонами актах оказанных услуг свидетельствуют о том, что исполнитель контролирует вопросы, касающиеся сведений, содержащихся в железнодорожных накладных, номеров подвижного состава, даты перевозки, маршрутов перевозки, статуса груза, что также подтверждается тем, что в договорах обозначено предоставление перевозочных документов, сформированных на их основании заявок заказчиками в адрес исполнителей. Номера отправок по актам оказанных услуг соответствуют номерам отправок в железнодорожных накладных, заявленных заказчиком в подтверждение реализации поставке 0 процентов в соответствии со ст. 165 НК РФ.
Указанные обстоятельства установлены налоговым органом в ходе налоговой проверки, нашли свое отражение в оспариваемом заявителем решении Инспекции, проверены судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела.
При этом, как правильно указал суд, закон не ставит в зависимость оказание услуг собственным или привлеченным подвижным составом или транспортным средством.
Суд установил, что представленные в налоговый орган документы подтверждают право заявителя на применение налоговой ставки 0 процентов и свидетельствуют о том, что на момент оказания спорных услуг товар был помещен под таможенный режим экспорта, что сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что при оказании грузоотправителю услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов, которые вывозятся за пределы Российской Федерации, экспедитор должен предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 164, 168, 169 Кодекса).
При этом арбитражным судом первой инстанции правильно установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне исследованы доказательства, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, правовые основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют. Судом первой инстанции с учетом правильно установленных обстоятельств и оцененных доказательств правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК ПФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление от 24 декабря 2007 года N 09АП-15898/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-33559/07-127-182 отменить.
Оставить в силе решение от 28 сентября 2007 года Арбитражного суда г. Москвы.
Взыскать с ЗАО "ПО "Спеццистерны" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.000 рублей (одна тысяча) по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 июля 2008 г. N КА-А40/2697-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании