Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 июля 2008 г. N КГ-А41/4637-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2008 г.
ООО "Коробовское" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Московской области признании незаконными решения МРИ ФНС N 4 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (форма N Р50004); изменении в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р50001); решение МРИ ФНС N 4 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 16.11.05 (на заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица) (форма N Р50001) и обязании МРИ ФНС N 4 внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица ООО "Коробовское" на основании заявления по форме Р16003, представленного 16.11.05; внести в Единый государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о юридическом лице ООО "Шатурагропромснаб", не связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления по форме Р14001, представленного 16.11.05; осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "Шатурагропромснаб" на основании заявления по форме Р13001, представленного 16.11.05.
Заявленные требования мотивированы ссылками на статьи 14, 17, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "Шатурагропромснаб".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.03.2006 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, 16.11.05 ООО "Коробовское" представило в МРИ ФНС N 4 документы для регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения. Решениями МРИ ФНС N 4 от 16.11.05 в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в государственной регистрации было отказано.
Отказывая в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения МРИ ФНС N 4 указало, что с даты принятия Арбитражным судом Московской области решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника в соответствии со статьей 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и все полномочия переходят к конкурсному управляющему.
Независимо от способа возникновения юридического лица оно должно получить государственное признание и факт этого признания должен быть зафиксирован государственным органом.
В соответствии с п. 2 ст. 51 и п. 3 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо считается созданным, а изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц, с момента государственной регистрации.
Порядок государственной регистрации юридического лица при их создании реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в их учредительные документы определяется Гражданским кодексом РФ и Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 г.
В силу п. 1 ст. 53 ГК РФ правоспособность и дееспособность юридического лица реализуется через его органы.
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Согласно ст. 40 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г. N 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок определенный уставом общества.
Согласно п. 3 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом, которым могут являться: руководитель постоянно действующего лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании, руководитель юридического лица, выступающий учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий ликвидационной комиссии; иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специального уполномоченного на то государственного органа, или акта органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц").
Как следует из материалов дела, заявление, поданное в налоговый орган, было подписано генеральным директором ООО "Коробовское" Р.В.И.
Материалам и дела также установлено, что решением налогового органа от 01.08.2005 г. СПК "Коробово" было преобразовано в ООО "Коробовское" путем реорганизации в форме преобразования.
12.08.2005 г. ООО "Коробовское" выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В силу ст. 58 ГК РФ ООО "Коробовское" является правопреемником СПК "Коробово".
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.03.2004 г. по делу N А41-К2-18044/03 СПК "Коробово" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Судами исследованы вопросы правопреемства СПК "Коробово", возможного банкротства ООО "Коробово".
В связи с реорганизацией в форме присоединения ООО "Коробовское" к ООО "Шатурагропромснаб" 16.11.2005 г. ООО "Шатурагропромснаб" представило в налоговый орган заявление о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица ООО "Шатурагропромснаб" по форме Р13001 и заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица ООО "Шатурагропромснаб" (в связи с внесением изменений в состав участников ООО "Шатурагропромснаб").
Пунктом 1 ст. 23 ФЗ N 129 предусмотрены основания к отказу к государственной регистрации. Установленный Законом перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим и дополнению не подлежит.
Как установлено судами, истцом выполнены все требования Федерального закона при подаче заявления о внесении изменений в сведения юридического лица, а именно был предоставлен полный перечень документов, предусмотренных ст.ст. 14, 17 данного Закона, а заявление и документы были подписанные уполномоченным лицом.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговый орган при приеме документов на регистрацию не проводит правовой экспертизы.
Ссылки налогового органа при отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения на факт того, что с даты принятия Арбитражным судом Московской области решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника в соответствии со статьей 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и все полномочия переходят к конкурсному управляющему, нельзя признать обоснованными, поскольку ООО "Коробовское" было создано 01.08.05 путем реорганизации в форме преобразования СПК "Коробово", в отношении которого было возбуждено дело о банкротстве. В отношении ООО "Коробовское" дело о банкротстве не возбуждалось, в связи с чем заявителем при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения будет являться генеральный директор ООО "Коробовское", а не конкурсный управляющий, как указал налоговый орган.
Кроме того, в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.03.08, согласно которой 10.05.06 ООО "Коробовское" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, т.е. фактически налоговый орган, рассмотрев документы ООО "Коробовское", представленные 16.11.05 принял по ним положительное решение.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, не усматривается.
Руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.03.2006 г. по делу N А41-К2-28015/05 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2008 г. по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС РФ N 4 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2008 г. N КГ-А41/4637-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании