От работодателя: |
От трудового коллектива: |
[место заключения договора] |
[число, месяц, год] |
Коллективный договор
(между государственными гражданскими служащими и нанимателем)
[наименование органа государственной власти] на период с [число, месяц, год] по [число, месяц, год] (на [значение] года)
1. Общая часть
1.1. Настоящий коллективный договор (далее - коллективный договор, договор) является правовым актом, регулирующим социально-служебные отношения в [наименование органа государственной власти] и устанавливающим взаимные обязательства между гражданскими служащими и нанимателем в лице их представителей.
1.2. Настоящий коллективный договор заключен в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон) и иных нормативно-правовых актов РФ.
1.3. Сторонами настоящего коллективного договора являются: государственные гражданские служащие [наименование органа государственной власти] (далее - гражданские служащие) в лице Председателя профсоюзной организации [инициалы, фамилия] и [наименование нанимателя], [инициалы, фамилия], именуемый далее "Наниматель", который представляет интересы [наименование органа государственной власти].
2. Предмет договора
2.1. Предметом настоящего договора являются взаимные обязательства Сторон по вопросам условий труда, в том числе оплаты труда, занятости, переобучения, условий прекращения гражданской службы, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, улучшения условий и охраны труда, социальных гарантий и другим вопросам, определенным Сторонами.
3. Служебные отношения
3.1. Служебные отношения между гражданскими служащими и Нанимателем регулируются трудовым законодательством Российской Федерации с особенностями, предусмотренными Законом, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим коллективным договором, локальными нормативными актами [наименование органа государственной власти] и служебным контрактом.
3.2. Стороны настоящего коллективного договора исходят из того, что служебные отношения с гражданскими служащими при поступлении их на гражданскую службу оформляются заключением письменного служебного контракта.
Наниматель производит записи в трудовые книжки и (или) формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого гражданского служащего в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
3.3. Поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется в результате назначения на должность гражданской службы на условиях служебного контракта.
Поступление гражданина на гражданскую службу оформляется актом Нанимателя о назначении на должность гражданской службы.
3.4. Сторонами служебного контракта при поступлении на гражданскую службу являются Наниматель и гражданский служащий.
3.5. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено Законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.
Наниматель заключает служебный контракт и назначает на должность гражданской службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности гражданской службы.
3.6. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- прекращения гражданства Российской Федерации;
- наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- непредставления установленных Законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
- утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
- признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;
- непредставления сведений, предусмотренных ст. 20.2 Закона;
- приобретения им статуса иностранного агента.
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности гражданской службы.
3.7. При приеме на работу Наниматель обязан ознакомить гражданских служащих под роспись со служебным распорядком [наименование государственного органа], с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.
3.8. Служебные контракты не могут ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданских служащих, установленные Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.9. При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в [наименование локального акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы] предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
3.10. Наниматель обязуется предоставить гражданским служащим работу по обусловленной служебными контрактами трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Законом, и выплачивать гражданским служащим денежное содержание в полном размере, создавать условия для квалификационного роста.
3.11. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
- соглашение сторон служебного контракта;
- истечение срока действия срочного служебного контракта;
- расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
- расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
- перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
- отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
- отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
- отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
- обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта;
- нарушение установленных Законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;
- прекращение гражданства Российской Федерации или наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
- несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 Закона.
3.12. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению Нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в [наименование органа государственной власти] на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.
3.13. Все вопросы, связанные с изменением структуры [наименование государственного органа], его реорганизацией (преобразованием), а также сокращением численности гражданских служащих и штатов, рассматриваются с участием профкома.
4. Аттестация гражданских служащих
4.1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.
4.2. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, может проводиться в иные сроки.
4.3. Для проведения аттестации гражданских служащих [наименование локального акта государственного органа] формируется аттестационная комиссия.
4.4. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданскими служащими ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Законом.
4.5. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться после принятия в установленном порядке решения:
- о сокращении должностей гражданской службы в [наименование государственного органа];
- об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
4.6. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
4.7. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
4.8. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.
4.9. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, указанных в ч. 3 ст. 48 Закона).
4.10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель Нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, а также включаемые в состав аттестационной комиссии в соответствии с положениями части 10.2 статьи 48 Закона независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
4.11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
4.12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
4.13. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
- соответствует замещаемой должности гражданской службы;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
- не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
4.14. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается [наименование локального акта органа государственной власти] о том, что гражданский служащий:
- подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- направляется для получения дополнительного профессионального образования;
- понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
4.15. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы Наниматель вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с Законом.
4.16. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с положениями Закона.
5. Квалификационный экзамен
5.1. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, указанные в части 14 ст. 11 Закона.
5.2. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина.
5.3. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.
5.4. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с Законом.
5.5. Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определяется указом Президента Российской Федерации.
6. Оплата труда
6.1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения, и [указать ежемесячные и иные дополнительные выплаты, являющиеся средством стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы].
6.2. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются в соответствии с положениями чч. 3, 4 ст. 50 Закона.
6.3. К дополнительным выплатам относятся:
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
при стаже гражданской службы |
в процентах |
от 1 года до 5 лет |
10 |
от 5 до 10 лет |
15 |
от 10 до 15 лет |
20 |
свыше 15 лет |
30 |
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
- премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется Нанимателем с учетом обеспечения задач и функций [наименование органа государственной власти], исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
- ежемесячное денежное поощрение;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
6.4. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
6.5. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется в соответствии с положением [наименование органа государственной власти].
6.6. Денежное содержание выплачивается [указать сроки выплаты].
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата денежного содержания производится накануне этого дня.
6.7. Наниматель обеспечивает своевременное и в полном объеме получение гражданскими служащими денежного содержания.
6.8. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.
6.9. Наниматель гарантирует гражданским служащим сохранение места работы (должности) и среднего заработка при направлении их в служебную командировку.
6.10. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы [наименование органа государственной власти] ежегодно увеличиваются (индексируются).
6.11. Гражданским служащим возмещаются расходы, связанные со служебными командировками, в соответствии с [указать локальный нормативный акт органа государственной власти].
6.12. Профсоюзная организация обязуется контролировать своевременность выплаты денежного содержания и иных сумм, причитающихся гражданским служащим.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
7. Запреты, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданского служащего
7.1. В связи с прохождением гражданской службы гражданским служащим запрещается:
7.1.1. Замещать должность гражданской службы в случае:
- избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;
- избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в [наименование органа государственной власти].
7.1.2. Участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
- участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в [наименование органа государственной власти], участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
- участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в [наименование органа государственной власти], участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения Нанимателя, которое получено в порядке, установленном [наименование локального акта органа государственной власти];
- участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;
- вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
- представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями в уставном капитале);
- [иные случаи, предусмотренные международными договорами Российской Федерации или федеральными законами].
7.1.3. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
7.1.4. Приобретать в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
7.1.5. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в [наименование органа государственной власти], если иное не предусмотрено Законом и другими федеральными законами.
7.1.6. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью/собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в [наименование органа государственной власти], за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7.1.7. Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации/государственных органов субъектов Российской Федерации/муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями.
7.1.8. Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
7.1.9. Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
7.1.10. Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо [наименование органа государственной власти], если это не входит в его должностные обязанности.
7.1.11. Принимать без письменного разрешения Нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
7.1.12. Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
7.1.13. Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
7.1.14. Создавать в [наименование органа государственной власти] структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
7.1.15. Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
7.1.16. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
7.1.17. Заниматься без письменного разрешения Нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
7.2. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
7.3. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия [наименование комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов] замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие [наименование комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов] дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7.4. Гражданский служащий обязан:
7.4.1. Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
7.4.2. Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности.
7.4.3. Осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции [наименование органа государственной власти].
7.4.4. Обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
7.4.5. Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
7.4.6. Соблюдать ограничения, установленные Законом и другими федеральными законами для гражданских служащих.
7.4.7. Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
7.4.8. Не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.
7.4.9. Проявлять корректность в обращении с гражданами.
7.4.10. Проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации.
7.4.11. Учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий.
7.4.12. Способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
7.4.13. Не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету [наименование органа государственной власти].
7.4.14. Соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
7.5. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
8. Служебное время и время отдыха
8.1. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком [наименование государственного органа] или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.
8.2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.
Выходными днями являются [вписать нужное].
8.3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком [наименование государственного органа] и служебным контрактом.
8.4. Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной Законом нормальной продолжительности служебного времени.
Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня; ежедневный отдых; выходные дни; нерабочие праздничные дни; отпуска.
8.5. Служебное время и время отдыха гражданских служащих устанавливаются служебным распорядком [наименование государственного органа].
8.6. В течение служебного дня гражданским служащим должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания, который в служебное время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются служебным распорядком [наименование государственного органа] или по соглашению между гражданскими служащими и Нанимателем.
8.7. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым Нанимателем.
8.8. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
8.9. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
8.10. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:
- при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;
- при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;
- при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;
- при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.
8.11. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.
8.12. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска.
8.13. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.
8.14. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.15. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.
8.16. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.
8.17. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению [наименование локального акта Нанимателя] может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
8.18. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.
9. Гарантии, предоставляемые гражданским служащим
9.1. Гражданским служащим гарантируются:
9.1.1. Равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено Законом.
9.1.2. Право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания
9.1.3. Условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
9.1.4. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
9.1.5. Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.1.6. Обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.1.7. Выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
9.1.8. Возмещение расходов, связанных со служебными командировками.
9.1.9. Возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган.
9.1.10. Защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
9.1.11. Государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
9.2. Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.
Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может предоставляться право на:
- дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
- транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;
- замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении [наименование органа государственной власти];
- единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы;
- гарантии, предусмотренные ст. 53.1 Закона, в связи с призывом гражданского служащего на военную службу по мобилизации или заключением им контракта о прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;
- [иные гарантии].
10. Охрана труда
10.1. Наниматель в соответствии с ТК РФ и другими нормативными правовыми актами обязуется:
10.1.1. Обеспечивать реализацию политики [наименование органа государственной власти] в области охраны труда.
10.1.2. Обеспечивать безопасные условия труда гражданских служащих на основе комплекса социально-трудовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда и настоящим коллективным договором.
10.1.3. Проводить специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
10.1.4. Обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами гражданским служащим, занятым на службе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
10.1.5. Проводить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, за счет собственных средств обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования гражданских служащих, внеочередные медицинские осмотры гражданских служащих в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
10.1.6. Проводить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
10.1.7. Информировать гражданских служащих об условиях и охране труда на их служебных местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на служебных местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ.
10.1.8. Принимать необходимые меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья гражданских служащих при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим.
10.1.9. Осуществлять обязательное социальное страхование гражданских служащих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
10.1.10. Проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с Трудовым кодексом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10.1.11. Обеспечивать санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение гражданских служащих в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку гражданских служащих, заболевших на служебном месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
10.1.12. Обеспечить режим службы и отдыха гражданских служащих в соответствии с Законом, трудовым законодательством.
10.1.13. Организовать контроль за состоянием условий труда на служебных местах, соблюдением гражданскими служащими требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты.
10.1.14. Незамедлительно выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принимать меры по результатам их рассмотрения.
10.1.15. Не допускать гражданских служащих к исполнению ими служебных обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
10.1.16. Осуществлять разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного гражданскими служащими представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
10.1.17. Обеспечить при приеме на службу инвалида или в случае признания гражданского служащего инвалидом создание для него условий службы, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
10.1.18. Обеспечить соблюдение установленных для отдельных категорий гражданских служащих ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
10.2. Профсоюзная организация обязуется:
10.2.1. Осуществлять контроль за созданием и соблюдением безопасных и здоровых условий труда.
10.2.2. Участвовать в работе комиссий, проводящих комплексные обследования в структурных подразделениях по вопросам промышленной безопасности и охраны труда.
10.2.3. Представлять интересы пострадавших гражданских служащих при расследовании профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
10.2.4. Оказывать необходимую консультативную помощь гражданским служащим по вопросам охраны труда и здоровья.
10.2.5. Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности гражданских служащих.
10.2.6. Осуществлять выдачу Нанимателю обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.
10.2.7. Обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
10.2.8. Контролировать целевое расходование средств Нанимателя на охрану труда гражданских служащих.
11. Гарантии деятельности профсоюзной организации
11.1. Стороны строят свои взаимоотношения на принципах социального партнерства, сотрудничества, уважения взаимных интересов в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и настоящим коллективным договором.
11.2. Наниматель обязуется:
11.2.1. Безвозмездно предоставить профсоюзному органу оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение [указать номер помещения], а также другие условия для обеспечения деятельности профсоюзного органа согласно прилагаемому перечню.
11.2.2. Перечислять профсоюзному органу средства в размере [вписать нужное] на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
11.2.3. Перечислять на профсоюзный счет ежемесячно бесплатно удержанные из денежного содержания по письменным заявлениям гражданских служащих членские профсоюзные взносы в размере, предусмотренном Уставом профсоюза.
11.2.4. Предоставлять в установленном законодательством порядке профсоюзному органу информацию о деятельности [наименование органа государственной власти] для ведения переговоров и осуществления контроля за соблюдением настоящего договора.
11.2.5. Предоставлять профсоюзному органу возможность проведения собраний, конференций, заседаний без нарушения нормальной деятельности организации. Выделять для этой цели помещение в согласованных порядке и сроки.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящий договор заключен в письменной форме, составлен в [значение] экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
12.2. Настоящий договор заключен на [указать срок, но не более трех лет] года и действует с [число, месяц, год] по [число, месяц, год].
12.3. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются дополнительными соглашениями сторон в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора.
12.4. Стороны обеспечивают доведение настоящего коллективного договора до сведения гражданских служащих в течение [значение] дней с момента его подписания.
12.5. Контроль за выполнением настоящего договора осуществляется Сторонами в соответствии со статьей 51 ТК РФ.
12.6. Итоги выполнения настоящего коллективного договора подводятся [значение] раз в год в [указать месяц] на заседании двусторонней комиссии, состоящей из представителей Нанимателя и профсоюзного органа.
Наниматель
[наименование органа государственной власти]
[фамилия, инициалы]
М. П. |
Председатель профсоюзной организации
[наименование органа местного самоуправления]
[фамилия, инициалы] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма коллективного договора (между гражданскими служащими и представителем нанимателя)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"