Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 июня 2008 г. N КА-А41/5162-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 г.
Открытое акционерное общество "Молочный комбинат "Ступинский" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия по вопросу размещения трассы газопровода к проектируемой котельной, расположенной по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Горького, вл. 26 и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 4 декабря 2007 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации Ступинского муниципального района Московской области по вопросу размещения трассы газопровода к проектируемой котельной и она обязана устранить допущенные нарушения: предварительно согласовать место размещения газопровода к проектируемой котельной, расположенной по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Горького, вл. 26; утвердить акт о выборе земельного участка от 28 июня 2006 г.
В кассационной жалобе Администрация Ступинского муниципального района Московской области просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с несоответствием нормам материального и процессуального права, отказать в удовлетворении заявленных требований, т.к. суд апелляционной инстанции не дал должной оценки письму ГУП "Мособлгаз" о том, что газопровод, являющийся собственностью Московской области, находится у него на праве хозяйственного ведения. Поэтому ответчик не может распорядится частью земельного участка в месте врезки в этот газопровод.
В судебном заседании представители Администрации Ступинского муниципального района Московской области поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ОАО "Молочный комбинат "Ступинский" просили оставить эту жалобу без удовлетворения, указывая на несостоятельность ее доводов о нарушении судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все представленные сторонами доказательства, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену решения или постановления.
Как установлено арбитражными судами при рассмотрении дела ОАО "Молочный комбинат "Ступинский" является собственником производственных помещений, расположенных по адресу: Московская обл., Ступино, ул. Горького, вл. 26.
В связи с выдачей новых технических условий ГУП "Мособлгаз" на газификацию и изменением точки врезки в газопровод, ОАО "Молочный комбинат "Ступинский" письмом от 23 мая 2006 года обратилось к Главе Ступинского муниципального района с просьбой отвести из состава муниципальных земель дополнительный земельный участок под проводящий газопровод к проектируемой блочно-модульной котельной, с приложением к обращению технических условий на газификацию N 686-11/23 от 5 апреля 2006 г. и выкопировки из топосъемки М 1:500 с нанесением точки врезки и прорисовкой подводящего газопровода.
28 июня 2006 года на заседании земельной комиссии утвержден акт выбора земельного участка под прокладку газопровода к проектируемой котельной.
Согласно заключению комиссии участок подлежит предоставлению из городских муниципальных земель, без изъятия, на правах аренды на период прокладки газопровода, протяженность участка составляет 0,02 км, полосой отвода 8 м.
Были представлены Градостроительная проработка размещения трассы газопровода к проектируемой котельной, проведенная ГП "АПУ по Ступинскому району" по заявлению ОАО "Молочный комбинат "Ступинский" от 28 июня 2006 года; акт обследования земельного участка под размещение объекта от 25 июля 2006 года N 070, подготовленный Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Московской области; Санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.22.04.000.Т.000282.07.06 от 14 июля 2006 года.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "Молочный комбинат "Ступинский" арбитражные суды исходили из того, что согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, обязанность по выбору земельного участка, в том числе и обязанность по согласованию проекта границ земельного участка, возлагается законом на орган местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
28 июня 2006 года на заседании земельной комиссии утвержден акт выбора земельного участка под прокладку газопровода к проектируемой котельной.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Арбитражными судами были оценены и обоснованно отклонены доводы Администрации Ступинского муниципального района Московской области о том, что акт выбора земельного участка предусматривает предоставление земельного участка большего по размеру, чем это необходимо заявителю для прокладки трассы газопровода, Администрация не может распорядится частью земельного участка.
При этом суды исходили из того, что акт выбора земельного участка от 28 июня 2006 года, как это следует из содержания самого акта, основан на обследовании земельного участка и утвержден земельной комиссией. Доказательств несоответствия размера выбранного земельного участка тому участку, который необходим, Администрацией Ступинского муниципального района Московской области суду не представлено.
В акте выбора земельного участка, подписанном заместителем Главы администрации Ступинского района, председателем Комитета по управлению имуществом и землепользованию, главным архитектором Ступинского района, начальником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по Ступинскому району, начальником Территориального отдела Территориального управления Роспотребнадзора Московской области в Каширском, Серебряно-Прудском и Ступинском районах, госинспектором Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Московской области, начальником ОГПН по Ступинскому району ГО МЧС РФ по МО, начальником Управления ГО и ЧС Ступинского района, указано, что испрашиваемый земельный участок относится к городским муниципальным землям и является свободным.
Поэтому арбитражные суды пришли к правомерному и обоснованному выводу о том, что непринятие Администрацией Ступинского муниципального района Московской области решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, не соответствуют требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя - ОАО "Молочный комбинат "Ступинский".
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции по применению норм права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и находящихся в деле доказательствам.
В связи с этим доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к повторению одного из утверждений Администрации Ступинского муниципального района Московской области рассмотренного арбитражными судами и обоснованно ими отклоненного, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, как не свидетельствующие о нарушении судами норм материального или процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 4 декабря 2007 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2008 года по делу N А41-К2-12650/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2008 г. N КА-А41/5162-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании