Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 августа 2008 г. N КА-А40/6961-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "СТАНКОВЕНДТ" (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом изменения требований, о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 15 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от 19.03.2007 N 295-12/zm "Об отказе полностью в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренных статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении операций по реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и об отказе в привлечении к налоговой ответственности". Общество также просило обязать Инспекцию возместить налогоплательщику путем зачета НДС за ноябрь 2006 года в сумме 2 842 438 руб. 52 коп. и обязать Инспекцию осуществить действия по возмещению заявителю из бюджета путем зачета НДС за ноябрь 2006 года в сумме 201 913 руб. 48 коп. на основании решения Инспекции от 19.03.2007 N 295-12/zm.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008, заявленные требования удовлетворены в связи с наличием у налогоплательщика права на налоговые вычеты.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение налогоплательщиком порядка ведения книги покупок; неподтверждение факта уплаты заявителем НДС, исчисленного с авансовых платежей.
Отзыв на кассационную жалобу Обществом в порядке ст. 279 АПК РФ не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал требования кассационной жалобы.
Общество, извещенное в установленном законом порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило.
Представитель Инспекции против рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества не возражал.
Суд, совещаясь на месте, с учетом мнения представителя Инспекции, руководствуясь ст. 123, ч. 3 ст. 284, ст.ст. 184-185 АПК РФ, определил: рассмотреть дело при данной явке.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Инспекции, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции полагает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе налоговым органом не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
В кассационной жалобе Инспекцией приведены доводы, которые приводились при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, и этим доводам дана правильная правовая оценка.
Судами установлено, что 19.03.2007 по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации Общества по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года и представленных обосновывающих право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов документов в соответствии с требованиями п. 1 ст. 165 НК РФ, п.п. 1, 2 Раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, утвержденного Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг", Инспекцией принято решение N 295-12/zm, которым признано обоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при исчислении НДС с операций на сумму 18 060 743 руб.; решено возместить Обществу из бюджета НДС в сумме 201 913 руб. 48 коп.; налогоплательщику отказано в возмещении из бюджета НДС в сумме 2 842 438 руб. 52 коп.; предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В качестве основания для отказа налогоплательщику в возмещении НДС за ноябрь 2006 года Инспекция указала на нарушение Обществом порядка ведения книг книги покупок со ссылкой на графу 6, в которой не отражены представленные ГТД, графу 2, в которой должна указываться дата и номер счета-фактуры продавца, однако заявителем в данной графе указаны ГТД; в нарушение п. 8 ст. 171 НК РФ не учтен НДС с суммы авансовых платежей.
Считая принятое Инспекцией решение незаконным в части отказа заявителю в возмещении из бюджета НДС за ноябрь 2006 года в сумме 2 842 438 руб. 52 коп. и предложения внести необходимые исправления в бухгалтерский учет в соответствующей части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судами установлено, что налоговые вычеты применены налогоплательщиком в связи с уплатой НДС при приобретении работ, услуг, использованных при изготовлении товаров, поставленных в дальнейшем на экспорт, включают в соответствии п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные заявителем при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, и в соответствии с п. 8 ст. 171 НК РФ данной статьи суммы налога, уплаченные с авансовых платежей по экспортным контрактам.
Проверив доводы Инспекции, изложенные в оспариваемой части решения от 19.03.2007 N 295-12/zm, суды установили представление Обществом в налоговый орган документов в соответствии со ст.ст. 165, 172 НК РФ, п.п. 1, 2 Раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, утвержденного Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг". Указанные обстоятельства Инспекцией не оспариваются.
Оспариваемым в части решением Инспекции подтверждена обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога с экспортной реализации. Правильность исчисления НДС с экспортной реализации проверена также судами.
Суд пришел к выводу о соблюдении всех требуемых законом правил применения налоговых вычетов. При этом судами правильно применены к спорным правоотношениям положения ст.ст. 171, 172 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат, в частности, суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу п. 1 ст. 172 НК РФ суммы налога, уплаченные при импорте товаров, подлежат вычету на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
На основании полного и всестороннего исследования представленных Инспекцию вместе с налоговой декларацией за спорный период и в материалы дела документов в соответствии с п.п. 1, 6 ст. 172 НК РФ, в том числе ГТД, платежных документов судебные инстанции установили факты уплаты заявителем НДС в составе таможенных платежей, а также НДС, исчисленного с авансовых платежей, и пришли к обоснованному выводу о наличии у налогоплательщика права на вычеты в заявленном размере.
При этом судами обоснованно отклонен довод Инспекции со ссылкой на Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", о неподтверждении налогоплательщиком права на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в связи с тем, что соответствующие ГТД указаны в книге покупок заявителя в графе 2, вместо 6; что в графе 2 не указаны реквизиты счетов-фактур.
При этом суды правильно исходили из того, что книга покупок не предусмотрена п. 1 ст. 172 НК РФ в качестве основания принятия сумм налога к вычету; право на налоговые вычеты не связано данной нормой закона с правильностью заполнения книги покупок, тем более, когда речь идет об операциях, связанных со ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В отношении вычетов по авансовым платежам судами обоснованно отклонен довод Инспекции о неотражении исчисленной с этих платежей НДС в сумме 1 071 062 руб. в налоговой декларации за период их поступления - декабрь 2005 года, а также о неподтверждении факта уплаты налога в бюджет.
Как правильно установили суды, спорная сумма налога отражена заявителем в декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2005 года (строка 180), как исчисленная в связи с операциями, по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов (т. 1 л.д. 118), а также в общей декларации по НДС за тот же период (строка 410), как исчисленная к уплате в бюджет в связи с операциями, право на применение налоговой ставки по которым не подтверждено (т. 1 л.д. 131). На обеих декларациях имеется оттиск штампа Инспекции, датированный 20.01.2006, с указанием работника налогового органа, проставившего отметку, имеется подпись работника, что свидетельствует о принятии налоговым органом деклараций 20.01.2006.
Факт уплаты НДС по указанным декларациям, в т.ч. с авансовых платежей, подтвержден представленным заявителем в материалы дела платежным поручением от 16.01.2006 N 13 (т. 1 л.д. 137).
Суды при этом правильно с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.07.2006 N 266-О "По жалобе Закрытого акционерного общества "Производство продуктов питания" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями статьей 88, 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации", исходили из того, что в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 172 Н РФ для подтверждения налоговых вычетов налогоплательщик обязан представить документы, предусмотренные ст. 165 Кодекса. Что касается иных документов по налоговым вычетам, то, как следует из положений ст.ст. 171, 172 и 176 НК РФ, находящихся в системной связи с его ст. 88, налогоплательщик лишь вправе приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. Обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика, согласно части четвертой ст. 88 НК РФ, только при условии направления налоговым органом соответствующего требования. Судами установлено, что Инспекция такого требования налогоплательщику не выставляла.
При отсутствии иных доводов кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется оснований к отмене обжалуемых решения и постановления судов. Судебными инстанциями полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы, то она подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб. на основании ст. 333.21 НК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст.ст. 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 28 января 2008 года Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 25 апреля 2008 года N 09АП-2670/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-61589/07-20-378 оставить без изменения, кассационною жалобу Инспекции ФНС России N 15 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России N 15 по г. Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2008 г. N КА-А40/6961-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании