Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 июля 2008 г. N КА-А40/6899-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 г.
20 июля 2007 г. открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз") обратилось в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (МИФНС России по КН N 1) с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налоговых санкций по НДС в размере 2828635 руб., как ошибочно уплаченных (т. 1 л.д. 14).
МИФНС России по КН N 1 рассмотрев указанное заявление оставила его без удовлетворения, о чем свидетельствует письмо от 10 августа 2007 г. N 52-17-11/20801, поскольку, по убеждению налогового органа, действующим до 1 января 2007 г. налоговым законодательством осуществление зачета излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налога, сбора, а также пени в счет погашения штрафных санкций (и наоборот) не допускалось (т. 1 л.д. 16-17).
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России по КН N 1 о возврате излишне уплаченных сумм налоговых санкций в размере 2828635 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2008 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2008 г., требования удовлетворены по заявленным основаниям.
В кассационной жалобе МИФНС России по КН N 1 просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что суды неправильно применили нормы материального права, регулирующие порядок возврата излишне уплаченных сумм штрафа.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель МИФНС России по КН N 1 поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя МИФНС России по КН N 1, кассационная инстанция не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов самостоятельно осуществлять зачет и возврат излишне уплаченных штрафов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 7 п. 1 ст. 32 НК РФ
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
Названной статьей установлен порядок проведения зачета или возврата излишне уплаченных сумм.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт излишне уплаченных сумм налоговых санкций подтвержден материалами дела.
Судами установлено, что по результатам проведенной выездной налоговой проверки обществу были доначислены суммы НДС за 2002-2003 г.г., о чем свидетельствует акт проверки N 52/987 от 23 декабря 2005 г.
Платежным поручением N 392 от 28 июля 2006 г. общество уплатило 2828635 руб., указав в графе "назначение платежа" налоговая санкция по НДС по акту проверки N 52/987 от 23 декабря 2005 г.
Вместе с тем, принятым по итогам выездной налоговой проверки решением N 52/129 от 17 февраля 2006 г. общество в соответствии со ст. 113 НК РФ освобождено от привлечения к налоговой ответственности за неуплату налогов, в том числе НДС.
Наличие переплаты в указанной сумме подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 9 июля 2007 г. N 6464.
Кроме того, судами установлено отсутствие какой-либо иной задолженности.
Таким образом, отказ инспекции возвратить ошибочно уплаченную налогоплательщиком сумму 2828635 руб. противоречит положениям статей 32 и 78 НК РФ.
Поскольку у общества на момент подачи письменного заявления в инспекцию имелась сумма ошибочно уплаченного штрафа, что установлено судом, подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается, то судом правомерно сделан вывод о наличии у инспекции соответствующей обязанности по возврату указанной суммы.
Довод налоговой инспекции, изложенный в кассационной жалобе, о том, что положениями статьи 78 НК РФ не предусмотрен возврат суммы излишне уплаченного штрафа, а также не регламентирована процедура подобного возврата, суд кассационной инстанции считает необоснованным.
Суд кассационной инстанции считает, что положения названной статьи могут быть применены в данном случае по аналогии закона. Кроме того, отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации процедуры возврата излишне уплаченного штрафа не может служить основанием как для удержания спорной суммы в бюджете, так и для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2008 г. по делу N А40-64151/07-117-384 оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2008 г. N КА-А40/6899-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании