Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2008 г. N 4407/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Нешатаевой Т.Н., судей Бабкина А.И., Сарбаша С.В.
рассмотрел в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "ИРТРАНС" (ул. Днепропетровская, 31, офис 301, г. Санкт-Петербург, 191119; далее - общество) о пересмотре в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10,2007, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2008 по делу N А56-10273/2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по заявлению общества к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по городу Санкт-Петербургу (Ленинский проспект, 136, к. 2, г. Санкт-Петербург, 191025; далее - инспекция) о признании недействительным решения от 12.03.2007 N 07-01-218 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость по налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года в размере 45 261 рубль и обязании возвратить указанную сумму налога на расчетный счет.
Суд установил:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2007 заявленные обществом требования удовлетворены, поскольку: общество подтвердило свое право на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета; им были представлены все документы, предусмотренные требованиями статьей 165, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); размер заявленного обществом к возмещению налога инспекцией не оспаривался.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007 решение суда первой инстанции отменено, заявленные обществом требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2008 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
При вынесении судебных актов суды установили, что: при реализации услуг перевозчик - ОАО "РЖД" обязан был выставить обществу счета-фактуры с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов, а не 18 процентов, что не соответствует положениям Главы 21 Кодекса; общество не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
В заявлении о пересмотре постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2008 по делу N А56-10273/2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2007 по указанному делу.
В обоснование своих требований общество приводит следующие доводы: ОАО "РЖД" выставляло обществу счета-фактуры за оказание услуг по подаче вагонов до станции, где в последствии должна осуществляться отгрузка товара на экспорт; экспортный груз еще не был предъявлен и помещен под таможенный режим экспорта; услуга по перевозке экспортного груза и услуга по перевозке подаваемых ОАО "РЖД" порожних вагонов не являются едиными услугами и подлежат различному налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания оспариваемых судебных актов и материалов дела следует, что между обществом и фирмой "NORDIC FORWARDING SERVICES LIMITED" (Великобритания) был заключен договор транспортной экспедиции от 10.09.2003 N 07, в соответствии с которым общество взяло на себя обязательство по поручению фирмы и за ее счет оказать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг обществом подвижном составе (вагонах); в подвижном составе (вагонах) парка МПС; в собственном подвижном составе (вагонах) фирмы или вагонах других организаций, которыми фирма имеет право распоряжаться, а также оказать дополнительные услуги, связанные с этими перевозками.
Во исполнение данного договора общество заключило с ОАО "РЖД" в лице его филиала - структурного подразделения "Желдорэкспедиция" Октябрьской железной дороги (далее - ОАО "РЖД") договор от 01.11.2005 N 1963/2 на организацию перевозок по территории России, стран СНГ и стран зарубежья с обязательством ОАО "РЖД" предоставлять по заявке общества подвижной состав по доставке груза и осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженых и возврату порожних вагонов.
Факт оказания ОАО "РЖД" обществу услуг по предоставлению подвижного состава для доставки груза на экспорт подтвержден актами выполненных работ от 31.12.2005 N 1197/6т, от 30.06.2006 N 454/20т, от 30.06.2006 N 453/19т.
На основании данных актов ОАО "РЖД" выставило обществу счета-фактуры с указанием стоимости оказанных услуг с включением налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
При этом данное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иные подобные работы (услуги).
Как следует из содержания оспариваемых судебных актов и материалов дела, инспекция исходила из того, что ОАО "РЖД" был не вправе включать в цену своих услуг сумму налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов, а общество - предъявлять суммы названного налога, уплаченные перевозчикам, к вычету.
Между тем применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Кодекс связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта.
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса касается работ, услуг, осуществляемых в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
В настоящем случае спор возник в отношении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного обществом в составе цены за оказанные ему услуги по предоставлению подвижного состава для доставки груза на экспорт до его помещения под таможенный режим экспорта.
Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Таким образом, по смыслу названных норм Кодекса, применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по указанным операциям поставлено в зависимость от характера выполняемых работ (услуг).
Изложенная позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и определена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2008 N 14227/07, от 01.04.2008 N 14439/07.
При таких условиях коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и согласно пункт 5.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам судебный акт, оспариваемый заявителем в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора. Срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае начинает течь с момента получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А56-10273/2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о пересмотре в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2008 по делу N А56-10273/2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказать.
Председательствующий судья |
Т.Н. Нешатаева |
Судья |
А.И. Бабкин |
Судья |
С.В. Сарбаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2008 г. N 4407/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-10273/2007
Истец: ЗАО "Иртранс"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-10273/2007
24.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12205/2007
21.01.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-10273/2007