Протест Заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 29 января 2003 г. N 12В02-7к
Постановлением главы администрации Звениговского района Республики Марий Эл от 5 апреля 1997 года на базе совхоза "Звениговский" учреждено муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "совхоз "Звениговский" (МУСП совхоз "Звениговский") с включением его имущества в реестр муниципальной собственности.
Член трудового коллектива совхоза "Звениговский" В. обратился в суд с заявлением о признании его права на земельную долю и имущественный пай в общей собственности совхоза, на которые имеет соответствующие свидетельства, признании незаконными регистрации совхоза в качестве унитарного предприятия и передачи его имущества в муниципальную собственность.
В обоснование требований В. сослался на то, что в результате такой регистрации совхоза нарушено его право на часть общего имущества совхоза, установленное федеральным законодательством.
Решением Звениговского районного суда от 18 апреля 2002 года заявление В. удовлетворено.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 11 июля 2002 года решение суда отменено, по делу вынесено новое решение об отказе В. в удовлетворении иска.
Нахожу определение судебной коллегии незаконным и подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 25 сентября 1991 года совхоз "Звениговский" был зарегистрирован в качестве государственного предприятия, находящегося в собственности Марийской ССР.
Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками была установлена обязанность колхозов и совхозов в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Во исполнение приведенных положений Указа Правительством Российской Федерации было принято постановление от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", п. 8 которого было установлено, что стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза. При этом всем членам колхоза и работникам совхоза, в том числе и ушедшим на пенсию, было гарантировано право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" в целях упорядочения выдачи документов, необходимых для удостоверения прав на земельные доли и имущественные паи и оформления сделок с ними, моментами возникновения права собственности на земельную долю, возникновения права на имущественный пай были определены дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) и, соответственно, дата принятия общим собранием участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) решения об утверждении списка лиц, имеющих право на получение этого пая.
Как установлено судом, 8 февраля 1997 года общим собранием трудового коллектива совхоза "Звениговский" были утверждены списки лиц, включая истца, имеющих право на земельные доли и имущественные паи (л.д. 7-8). 7 мая 1998 года постановлением главы администрации Звениговского района N 114 утверждены среднерайонные нормы бесплатной передачи земельных долей сельхозпредприятий в собственность граждан, а 24 сентября 2001 года его же постановлением N 312 утверждены вышеуказанные списки работников совхоза и принято решение о передаче им сельхозугодий в общую долевую собственность (л.д. 40, 42).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что регистрация совхоза "Звениговский" в качестве муниципального унитарного предприятия, имущество которого в силу ст. 113 ГК РФ является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), не соответствует изложенным выше требованиям федерального законодательства и нарушает имущественные права истца.
Отменяя решение суда, судебная коллегия указала на неисследованность им вопроса о том, в чьей собственности находился совхоз "Звениговский.
Сославшись на постановление Верховного Совета Марийской ССР "О разграничении собственности на территории Марийской ССР" от 24 декабря 1991 г. N 230-111, которым совхоз "Звениговский" был отнесен к муниципальной собственности Звениговского района, судебная коллегия признала вывод суда о передаче совхоза в муниципальную собственность без согласия собственника противоречащим фактическим обстоятельствам дела. При этом регистрацию совхоза в качестве муниципального унитарного предприятия судебная коллегия не сочла его реорганизацией и расценила как приведение учредительных документов собственником муниципального предприятия в соответствие с ч. 1 ГК РФ.
Указанная позиция суда кассационной инстанции представляется ошибочной, основанной на обстоятельстве, не имеющем для правильного разрешения спора существенного правового значения.
Судом установлено, что совхоз "Звениговский" 25 сентября 1991 года был зарегистрирован в качестве государственного предприятия, находящегося в собственности Марийской ССР.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" стоимость основных и оборотных средств совхоза независимо от его принадлежности отнесена к общей долевой собственности работников совхоза с установлением их права в этой собственности на бесплатный земельный и имущественный пай.
Общим собранием членов трудового коллектива совхоза "Звениговский" от 8 февраля 1997 года принято решение о приведении его учредительных документов в соответствие с действующим законодательством именно с учетом прав членов трудового коллектива на земельные доли и имущественные паи, а также утверждены списки лиц, имеющих право на эти доли и паи.
В силу положений указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" именно с даты принятия общим собранием членов трудового коллектива совхоза такого решения возникли их права на имущественные паи.
В связи с изложенным у судебной коллегии не было оснований считать, что совхоз "Звениговский" являлся собственностью "Звениговского" района и на момент его регистрации в качестве муниципального унитарного предприятия 5 мая 1997 года.
Судом обращено внимание на п. 8.5 зарегистрированного в этот же день Устава МУСП совхоз "Звениговский", в соответствии с которым настоящий Устав принят на общем собрании трудового коллектива совхоза. Однако своего подтверждения в судебном заседании данное обстоятельство не нашло. Не было представлено таких доказательств и при разрешении дела в кассационном порядке.
В связи с этим вывод суда об отсутствии согласия собственника и трудового коллектива совхоза на его регистрацию в качестве муниципального унитарного предприятия, имущество которого не может быть распределено по долям и паям, и нарушение тем самым установленных законом прав членов трудового коллектива совхоза на такие доли и паи следовало признать правильным.
Доводы судебной коллегии об отсутствии решений трудового коллектива совхоза о его приватизации, реорганизации в иную форму коммерческой организации и ее регистрации не могли служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда. Поскольку за невыполнение совхозом обязанности провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с действующим законодательством и перерегистрироваться в установленном порядке таких последствий, как принятие решения о такой реорганизации предприятия лицом, не являющимся его собственником, законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах дела определение судебной коллегии об отмене решения суда и вынесении нового решения является незаконным и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и ст.ст. 320 и 324 ГПК РСФСР президиум Верховного суда Республики Марий Эл прошу:
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 11 июля 2002 года отменить, оставив в силе решение Звениговского районного суда от 18 апреля 2002 года.
|
В.И. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 29 января 2003 г. N 12В02-7к
Текст протеста официально опубликован не был