Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 6588/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Локтенко Н.И., Медведевой A.M.,
рассмотрев в судебном заседании заявление администрации муниципального образования поселка Солнечное г. Санкт-Петербурга (197739, г. Санкт-Петербург, поселок Солнечное, Приморское шоссе, 374) о пересмотре в порядке надзора решения от 18.12.2006 по делу N А56-17142/2006 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.03.2008 по тому же делу, установил:
муниципальный Совет муниципального образования поселка Солнечное города Санкт-Петербурга (далее - муниципальный Совет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - комитет) и Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию дачного обслуживания "Пригородное" (далее - предприятие "Пригородное") об исключении из городского реестра собственности Санкт-Петербурга объектов недвижимости, составляющих муниципальный дачный фонд, который включен в приложения 1, 2, 3 к реестру муниципальной собственности поселка Солнечное, и об истребовании имущественного комплекса дачных отделений "Солнечное-1", "Солнечное-2", "Солнечное-3", состоящих в целом из 1052 объектов, из незаконного владения предприятия "Пригородное", которому эти объекты неправомерно переданы государственным органом, города Санкт-Петербурга на праве хозяйственного ведения.
Решением первой инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.03.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель - администрация муниципального образования поселка Солнечное города Санкт-Петербурга (далее - администрация) просит обжалуемые судебные акты отменить, считает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, сделан неверный вывод о том, что спорные объекты недвижимости являются собственностью города Санкт-Петербурга, указывает, что в 1991-1993 годах на территории поселка местным органом муниципальное власти являлся поселковый Совет народных депутатов, который осуществлял полномочия по распоряжению объектами муниципальной собственности, указанными в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Кодекса.
Судебная коллегия, изучив обжалуемые судебные акты и приведенные заявителем доводы, считает, что не имеется оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении дела судами установлено, что постановлением муниципального Совета муниципального образования поселка Солнечное от 21.04.2004 N 277 был утвержден перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования поселка Солнечное, согласно которому в состав муниципальной собственности поселка Солнечное был включен дачный фонд - отделения "Солнечное-1", "Солнечное-2", "Солнечное-3". Этот муниципальный Совет полагал, что спорные объекты дачного фонда были неправомерно включены в 2003 году в реестр государственной собственности города Санкт-Петербурга и закреплены на праве хозяйственного ведения за предприятием "Пригородное", поэтому в последующем в соответствии с постановлением муниципального Совета от 21.02.2005 N 393 эти объекты подлежали передаче на баланс муниципального унитарного предприятия "Оллила".
Исследовав фактические обстоятельства дела, судебные инстанции признали, что на момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 названный муниципальный Совет не обладал статусом юридического лица, так как его устав был зарегистрирован в 1998 году, и в городе Санкт-Петербурге не были созданы в этот период в установленном порядке муниципальные образования, наделенные соответствующим муниципальным имуществом. Вопросы управления собственностью города в названный период осуществляли городской Совет народных депутатов и городская администрация на основании положений статей 66, 68 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Согласно положениям законодательства, действовавшего в указанный период, определение порядка управления объектами муниципальной собственности в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге) было возложено на Ленинградский городской Совет народных депутатов, а распоряжение муниципальной собственностью - на мэра города.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривалось, что в городе Санкт-Петербурге как субъекте Российской Федерации в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на его территории муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами города Санкт-Петербурга.
На основании положений названных законодательных норм и положений Законов Санкт-Петербурга от 23.06.1997 N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" и от 07.06.2005 N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", суды пришли к выводу, что спорный дачный фонд не был включен в перечень имущества, которое подлежало передаче в собственность муниципального образования поселка Солнечное, и объекты дачного фонда в установленном порядке не передавались в собственность муниципального образования поселка Солнечное.
Судами учтено и то обстоятельство, что вступившими в законную силу решениями Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 13.10.2006 по делам NN 2-1075 и 2-992 признаны незаконными вышеупомянутые постановления муниципального Совета от 21.04.2004 N 277 "Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования поселка Солнечное, и территориях, находящихся в ведении муниципального образования поселка находящихся в ведении муниципального образования поселка Солнечное" и от 21.02.2005 N 393 "О передаче имущественного комплекса дачного фонда".
С учетом обстоятельств, установленных судами по данному делу, были проанализированы доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре в порядке надзора обжалуемых судебных актов, в результате чего установлено, что приведенные доводы, в данном случае, не относятся к основаниям, предусмотренным статьей 304 Кодекса.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А56-17142/2006 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судья |
Н.И. Локтенко |
Судья |
A.M. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 6588/08
Текст определения официально опубликован не был