Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 марта 2008 г. N А56-17142/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 декабря 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от администрации муниципального образования поселка Солнечное города Санкт-Петербурга Ершова С.Л. (доверенность от 17.01.2008), Золотарева О.Л. (доверенность от 16.02.2008),
рассмотрев 05.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования поселка Солнечное города Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2006 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2007 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А56-17142/2006,
установил:
Муниципальный Совет муниципального образования поселка Солнечное города Санкт-Петербурга (далее - Муниципальный Совет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учетом его уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию дачного обслуживания "Пригородное" (далее - предприятие "Пригородное") об исключении из Реестра собственности Санкт-Петербурга объектов недвижимости - муниципального дачного фонда, указанного в приложениях 1, 2, 3 к Реестру муниципальной собственности поселка Солнечное, и об истребовании этих объектов из чужого незаконного владения предприятия "Пригородное".
Решением от 18.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2007, в иске отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования поселка Солнечное города Санкт-Петербурга (далее - администрация МО поселка Солнечное) просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить иск. По мнению подателя жалобы, суды обеих инстанций нарушили нормы материального и процессуального права и сделали неверный вывод о том, что спорные объекты недвижимости являются собственностью Санкт-Петербурга.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители подателя жалобы поддержали доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Муниципального Совета от 21.04.2004 N 277 утвержден перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования поселка Солнечное и территориях, находящихся в ведении этого образования. В состав муниципальной собственности включен дачный фонд - отделения "Солнечное-1", "Солнечное-2", "Солнечное-3".
Муниципальный Совет в постановлении от 21.02.2006 N 393 "О передаче имущественного комплекса дачного фонда" предложил предприятию "Пригородное" в срок до 30.03.2006 провести инвентаризацию имущества, закрепленного за отделениями "Солнечное-1", "Солнечное-2", "Солнечное-3", составить разделительный баланс, подготовить и передать по акту приема-передачи имущество (дачи, хозяйственные постройки, транспортные средства и оборудование, материальные запасы) на баланс муниципального унитарного предприятия "Оллила".
Ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости в силу положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) являются муниципальной собственностью, а КУГИ незаконного включил их в Реестр собственности Санкт-Петербурга и закрепил на праве хозяйственного ведения за предприятием "Пригородное", которое уклоняется от исполнения постановления от 21.02.2006 N 393, Муниципальный Совет обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, сделав вывод о том, что спорные объекты правомерно отнесены к собственности Санкт-Петербурга.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно Приложению 3 к Постановлению N 3020-1 нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, отнесен к объектам муниципальной собственности.
Обе' судебные инстанции правильно указали, что на момент принятия Постановления N 3020-1 Санкт-Петербург не был представлен различными муниципальными образованиями. Вопросы управления собственности города в названный период осуществлял городской Совет народных депутатов и городская администрация в силу Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Согласно Положению о структуре органов управления города Ленинграда, утвержденному постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 20.05.91 N 1260-1, и Постановлению Президиума РСФСР "О структуре и функциях органов представительной и исполнительной власти в Ленинграде" от 08.07.91 N 1562-1 определение порядка управления объектами муниципальной собственности было возложено на Ленинградский городской Совет народных депутатов, а непосредственнее распоряжение собственностью - на мэра Ленинграда.
В пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в Санкт-Петербурге как субъекте Российской Федерации в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на его территории муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами Санкт-Петербурга.
Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга определяется законами Санкт-Петербурга. В муниципальную собственность может быть передано имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных законом Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 23.06.97 N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" в состав муниципальной собственности входят объекты, переданные муниципальному образованию Санкт-Петербургом, а также иное имущество, приобретенное муниципальным образованием по законным основаниям.
Статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 07.06.2005 N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 237-30) предусмотрено, что определение состава муниципального имущества, а также передача объектов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность осуществляется органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Судами обеих инстанций установлено, что дачный фонд не включен в перечень имущества, которое может в силу статьи 37 Закона N 237-30 находится в собственности муниципальных образований, что спорные объекты дачного фонда не передавались в собственность муниципального образования поселка Солнечное и что содержание дачного фонда и распоряжение им не входит в перечень вопросов местного значения, которые в силу того же Закона вправе рассматривать органы местного самоуправления Санкт-Петербурга.
Кроме того, вступившими в законную силу решениями Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 13.10.2006 по делам N 2-1075 и 2-992 постановления Муниципального Совета от 21.04.2004 N 277 "Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования поселка Солнечное и территориях находящихся в ведении муниципального образования поселка Солнечное" и от 21.02.2005 N 393 "О передаче имущественного комплекса дачного фонда" признаны незаконными. Поскольку муниципальное образование поселка Солнечного не приобрело в установленном порядке спорное имущество в муниципальную собственность, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного иска.
При таком положении кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального и процессуального права, и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2007 по делу N А56-17142/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования поселка Солнечное города Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2008 г. N А56-17142/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника