Правильно ли вы учитываете расходы на рекламу?
Порядок учета рекламных расходов подробно рассмотрен в рубрике "Тема номера". Но в бухгалтерии, как в школе: правила всем известны, а ошибки все равно возникают. Поэтому никогда не помешает лишний раз проверить себя на знание правил учета. Поможет в этом тест.
При отнесении тех или иных затрат к рекламе налогоплательщику необходимо руководствоваться следующим понятием рекламы.
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ, далее - Закон N 38-ФЗ).
При этом основной критерий при отнесении затрат к рекламным расходам - направленность информации неопределенному кругу лиц.
Реклама или не реклама?
Расходы не являются рекламными! Такой "вердикт" зачастую выносят налоговики при проверке статей расходов. Бухгалтерам же приходится недоумевать, почему, например, расходы на адресную рассылку нельзя учесть в составе расходов на рекламу. Аргумент налоговых инспекторов прост.
Каталоги товаров, которые фирма рассылает потенциальным покупателям (с указанием их адресов, ф.и.о.), не могут рассматриваться в качестве рекламы. Для организации прямая адресная почтовая рассылка каталогов, содержащих визуальную, описательную и стоимостную информацию о реализуемых товарах, - способ их представления. Соответственно затраты на изготовление и рассылку таких каталогов являются расходами, связанными с реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) (письмо УФНС России по городу Москве от 18 августа 2006 г. N 20-12/74671). Чтобы учесть такие расходы, обязательно должны выполняться требования статьи 252 Налогового кодекса. Расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Финансисты признают почтовые рассылки безвозмездной передачей информационных услуг, которые не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 18 января 2006 г. N 03-03-02/13). С отсылкой к этой же норме Минфин не признает расходами на рекламу затраты на размещение информации о продукции на квитанциях по оплате квартир и указывает, что такие затраты не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 10 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/655).
А что, если каталоги направляются заранее неизвестному кругу лиц? Можно ли тогда расходы на их изготовление учесть в составе рекламных? Оказывается, можно.
УФНС России по городу Москве в письме от 18 февраля 2008 г. N 20-12/015163 указало, что расходы, связанные с изготовлением и безадресной почтовой рассылкой каталогов, содержащих визуальную, описательную и стоимостную информацию о реализуемых товарах, относятся к расходам на рекламу. Поэтому компания может учесть их в своих налоговых расходах, но в пределах норматива (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Следи за нормативом
В налоговом учете расходы на рекламу включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Прежде чем относить расходы к рекламным, следует проверить их на "нормируемость". Так, к нормируемым относят расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также иные рекламные расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ). Этот список является открытым.
Отсюда и возникают споры налогоплательщиков и налоговиков, какие же расходы относить к нормируемым под "соусом" иные?
К иным расходам можно отнести расходы на полиграфическую и сувенирную продукцию, на видео- и аудиорекламу, на транспортную рекламу и др.
Подробная классификация расходов на рекламу для целей бухгалтерского и налогового учета приведена в таблице на стр. 49.
Внимание
Расходы на безадресную почтовую рассылку коммерческих предложений относятся к нормируемым рекламным расходам, которые учитываются в пределах 1 процента выручки от реализации.
Тест
1. ООО "Восход" приняло участие в выставке, в ходе которой посетителям бесплатно раздавались сувениры. На покупку одного сувенира фирма потратила 115 рублей. Уменьшают ли налогооблагаемую прибыль суммы НДС, исчисленные при безвозмездной передаче таких товаров в рекламных целях?
А. По желанию налогоплательщика.
Б. Да, уменьшают.
В. Нет, не уменьшают.
2. ООО "Парус" заказало дизайнерской фирме флаеры с рекламой своих услуг. Как правильно учесть расходы на их изготовление в налоговом учете?
А. В составе расходов на рекламу в полном объеме.
Б. В составе расходов на рекламу в размере 1 процента от выручки.
В. Расходы нельзя учесть в целях налогообложения прибыли.
3. ООО "Лагуна" ведет деятельность на УСН с объектом "доходы минус расходы". Организация разместила рекламу своих новых продуктов на автобусах города, в котором работает, с целью привлечь новых клиентов. ООО "Лагуна" в полном объеме уменьшило доходы на понесенные расходы как затраты на наружную рекламу. Правильно ли оно определило классификацию расходов?
А. Нет, неправильно. Реклама на транспорте классифицируется как иные виды рекламы.
Б. Да, правильно. Фирма разместила информацию о новом продукте с целью привлечь новых клиентов. Значит, расходы относятся к рекламным.
В. Классификация расходов определяется по усмотрению налогоплательщика. Поэтому фирма поступила правильно.
4. Фирма разослала своим клиентам каталоги с информацией о новом продукте через прямую адресную рассылку. Может ли она учесть затраты на изготовление каталогов в составе рекламных расходов?
А. Да, может, т.к. каталоги предназначены для рекламы новых продуктов.
Б. Нет, не может. В данном случае расходы на изготовление каталогов не относятся к рекламным, т.к. информация на них предназначена для конкретных лиц.
В. Может, если расходы не превысят 1 процент от выручки.
5. ООО "Лакомка" провело в супермаркете дегустацию нового продукта. В составе каких расходов нужно учесть затраты на дегустацию в целях налогообложения прибыли?
А. В составе представительских расходов.
Б. Такие расходы не учитывают при расчете налога на прибыль
В. В составе рекламных расходов.
Ответы
1. В.
В данном случае передача товара в рекламных целях является безвозмездной и признается реализацией. В случае реализации в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых составляют более 100 рублей, налог на добавленную стоимость начисляется в общем порядке.
Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей, налогооблагаемую прибыль не уменьшает (п. 16 ст. 270 НК РФ). Поэтому сумма НДС, исчисленного при распространении рекламной продукции, не включается в расходы при налогообложении прибыли.
2. А.
Флаеры являются разновидностью брошюр, содержащих рекламную информацию. Расходы на их изготовление в целях налогообложения прибыли учитываются аналогично расходам на изготовление рекламных брошюр и каталогов. На это указал Минфин России в письме от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/254. Таким образом, расходы на изготовление флаеров относятся к ненормируемым расходам. Затраты на их изготовление можно полностью учесть в целях налогообложения прибыли (абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ).
3. А.
К наружной относится реклама, которая распространяется с использованием рекламных конструкций в виде щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров и пр. (п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
Реклама на транспорте выделена в отдельный вид рекламы (ст. 20 Закона N 38-ФЗ). А значит, расходы на нее являются нормируемыми (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
4. Б.
Основной критерий при отнесении к рекламным расходам - направленность информации неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). При адресной рассылке каталоги направляются конкретным лицам, список которых заранее известен. Поэтому расходы нельзя отнести к рекламным.
Что касается безадресных почтовых рассылок, то такие затраты могут относиться к расходам рекламного характера в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации.
5. В.
Так как дегустация проводится с целью ознакомления с новым продуктом неопределенного круга потребителей, то имеют место рекламные расходы. Расходы на дегустацию не указаны в перечне ненормируемых рекламных расходов (п. 4 ст. 264 НК РФ). Следовательно, они учитываются при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации.
Комментарий специалиста
Р. Высков, налоговый консультант ООО "Аудит-ПРОЕКТ":
"Нормируемые рекламные расходы при расчете налога на прибыль можно учесть только в пределах 1 процента от суммы выручки. Зачастую налогоплательщики в такие пределы не укладываются. Получается, что в бухгалтерском учете фирма полностью списывает расходы на рекламу в составе расходов по обычным видам деятельности, а в налоговом - в пределах норматива. Не учтенную сумму расходов можно учесть при формировании налоговой базы в последующие отчетные периоды либо за налоговый период.
Сверхнормативная сумма рекламных расходов признается вычитаемой временной разницей и приводит к образованию отложенного налогового актива (п. 11, 14 ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н).
Учтите, что входной НДС по всем расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли по нормативам, должен приниматься к вычету в размере, соответствующем установленным нормативам. Это правило распространяется и на рекламные расходы.
Поэтому при передаче готовой продукции в рекламных целях суммы НДС, ранее принятые к вычету, требуется восстановить, если указанный норматив превышен (письмо Минфина России от 9 апреля 2008 г. N 03-07-11/134)".
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.