Конституция - основной закон?
А.Е. Гузий,
старший преподаватель кафедры
теории и истории государства
и права Омской юридической академии
Журнал "Вестник Омской юридической академии", N 1, январь-март 2017 г., с. 19-25.
В декабре 2013 г. Российская Федерация и ее граждане отмечали 20-летие принятия Конституции. По этому поводу 8 ноября 2013 г. Президент Российской Федерации организовал встречу с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин. В своем вступительном слове В.В. Путин сказал: "Не буду вам, конституционалистам, правоведам, учёным, преподавателям права, рассказывать о том, насколько важен для общества, для любого государства Основной закон, насколько важна его стабильность, сбалансированность"*(1). Но президент лишь обозначил высокую проработку вопросов понимания природы высшего нормативного правового акта в конституционном праве [4, 13], однако ни слова не было упомянуто о его месте в современной системе российского законодательства в частности и источников права России в целом.
Между тем общеправовой взгляд на понимание конституции как явления нуждается в серьезнейшей проработке. В теории права на сегодня нет четко определенной позиции этого важного для нашего государства понятия. В конституционном праве общеупотребительной практикой считаются синонимичными понятия "конституция" и "основной закон". Однако у этой позиции существует ряд недостатков. Это обеднение понятия основного закона, распыленность и эфемерность его признаков. За доказательствами обратимся к действующей доктрине.
С.А. Авакьян в своем труде дает следующее понимание: "Любая конституция, в том числе и Конституция РФ, относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами. Конституция - принимаемый либо народом непосредственно, либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу Российского государства" [2, с. 19]. Обратим внимание, что в действующей трактовке дается размытое понятие конституции как закона, так как тезис об их соотношении подкрепляется признаками, характерными для любого вида нормативных правовых актов.
В.В. Маклаков под конституцией понимает систему правовых норм, иногда называемых основным законом государства, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих важнейшие общественные отношения [9, с. 228].
М.В. Баглай также проводит прямую взаимосвязь между конституцией и основным законом. Основным признаком он считает положение конституционных норм, регламентирующих наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, в которых определяются правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой [3, с. 53]. Таким образом, автор основным критерием причисления конституции к законам отмечает характер ее норм, а также предмет их правового регулирования.
В позиции Т.Н. Радько также обнаруживается прямая взаимосвязь конституции и основного закона, однако базовым критерием их соотношения выступает отношение первой к системе законодательства и признак высшей юридической силы. "Наибольшей юридической силой среди законов обладает конституция. Вполне закономерно во многих случаях после слова "конституция" добавляется: основной закон... Конституция является первоисточником для всех остальных нормативных правовых актов. Все другие акты должны соответствовать конституции" [11, с. 159-160].
В отличие от многих авторов В.Е. Чиркин в своем труде говорит: "...термин "основной закон" означает, что конституция является исходной базой для правотворческой и правоприменительной деятельности" [14, с. 30], вследствие чего делается вывод о понятии основного закона как признака конституции. И тут мы уже обнаруживаем противоречие между классиками современной науки конституционного права, так как С.А. Авакьян основной закон и базу действующего законодательства разводит как два разных признака конституции [2, с. 22]. Более того, в поздних публикациях С.А. Авакьяна конституция и вовсе определяется через понятие основного закона как родового понятия для нее [1].
С.М. Шахрай [15, с. 78], Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин [5, с. 98] определяют конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, при этом выделяя такие ее свойства, как принятие особым субъектом права, учредительный первичный характер конституционных установлений, всеохватывающий характер конституционной регламентации, особые юридические свойства. Отметим также, что вышеназванные авторы хоть и определяют признаки конституции, но используют для нее наименование "основной закон" как синоним исследуемого понятия.
А.С. Прудников и Б.С. Эбзеев Конституцию Российской Федерации видят в рамках существования основного закона в системе законов, подзаконных актов и международных договоров [8, с. 41]. Вызывает интерес и критерий выделения данных категорий: это субъект, принимающий данный акт, его функции и полномочия, объем и характер регулируемых данным законом общественных отношений, место данного акта в иерархии правовых актов и обусловленная этим его юридическая сила [8, с. 43].
Подводя общий итог вышеизложенному, мы видим, что очевиден факт размытости, неопределенности и распыленности понятия "основной закон" в Российской Федерации, отсутствие четких критериев определения его содержания. Ученые-конституционалисты либо вовсе не дают содержания исследуемого объекта, принимая за аксиому тезис о соотношении конституции и основного закона как родовых друг для друга понятий, либо предлагают концепции признаков основного закона, диаметрально исключающие друг друга у каждого из уважаемых ученых.
В отсутствие четких критериев понятия в отраслевой науке за ответом на вопрос о правовой природе конституции в системе источников права следует обращаться к современной теории права. Согласно общепризнанной концепции система законодательства состоит из законов и подзаконных актов. При этом законы по природе своей отличаются от подзаконных актов степенью участия населения в их принятии*(2). Также среди отличительных признаков выделены наибольшая важность вопросов, нормативность их норм и невозможность изменения вступивших в силу норм иначе как посредством их отмены уполномоченным органом (им может стать либо орган, принявший норму закона, либо Конституционный Суд Российской Федерации - в случае противоречия нормы закона Конституции Российской Федерации) [12, с. 204-205].
Подзаконные нормативные правовые акты, в свою очередь, основываются на положениях законов и не должны им противоречить, им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, они быстрее реагируют на потребности общественного развития, имеют более узкое (видовое) значение, чем нормы законов, которые являются нормами родового значения [11, с. 139].
Таким образом, современная теория государства и права критериями разделения нормативных правовых актов на категории определяет принимающий орган, важность вопросов, иерархичность норм, способы их изменения и утраты юридической силы. Советская доктрина права включала конституцию в систему законов, аксиономируя за ней юридическое верховенство, что прямо выражалось в названии базовых документов страны 1918, 1925, 1937 и 1978 гг. Однако, на наш взгляд, с советских времен вызывает сомнение аксиома о принадлежности конституции к системе законов. Для ее вычленения предлагаем провести сравнительную характеристику рассматриваемых в статье нормативных правовых актов: конституции, законов и подзаконных актов (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика нормативных правовых актов
Критерий сравнения |