Семь принципов менеджмента качества
Г.С. Трифонов,
научный консультант редакции журнала
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 2, февраль 2017 г.
Международные стандарты и их российские аналоги по вопросам управления качеством были разработаны для организаций всех видов, размеров и любого профиля деятельности, включая здравоохранение. Понятно, что подобная универсальность приводит к определенным издержкам. Проблемы начинаются с терминов "продукция" и "услуга". Хотя в стандартах записано, что термин "продукция" может означать также "услугу", для медицинских работников постоянные ссылки в тексте ГОСТов на "продукцию" психологически мешают переносу принципов, методов и требований систем менеджмента качества на оказание медицинских услуг. Тем более что действительно между продукцией и услугами есть разница, хотя услуги входят в понятие продукции. Недаром при первом ознакомлении со стандартами менеджмента качества у многих возникает чувство, что они больше ориентированы на промышленное производство, хотя при внимательном изучении становится понятно, что описываемые принципы, требования, методы и процедуры действительно носят универсальный характер и полностью применимы в сфере здравоохранения*(1).
Мы уже обращались к теме обновленных принципов менеджмента качества*(2). Напомним читателям, что приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст утвержден ГОСТ Р ИСО 9000-2015 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", в котором изложены семь принципов менеджмента качества*(3). Для каждого принципа приведены "Формулировка", описывающая принцип, "Обоснование", объясняющее, почему организация должна придерживаться принципа, "Основные преимущества", относящиеся к принципу, и "Возможные действия", которые организация может предпринять при применении принципа.
Основная причина таких нововведений - не отставать от мирового сообщества в области стандартизации, желание говорить на одном языке и использовать в качестве национальных стандартов последние документы Международной организацией стандартизации*(4).
Формулировки и сущность некоторых принципов изменены, изложены в другом стиле, а привычный нам системный подход к управлению вообще из списка удален. Теперь основных принципов управления качеством не восемь, а семь (табл. 1). Понятно, что соответствующие изменения и ссылки должны быть внесены в соответствующие нормативно-правовые акты и локальные документы, а публикуемые научно-практические статьи иметь ссылки на новые стандарты менеджмента качества. Хотя если подходить строго по закону, то никаких изменений не требуются, т.к. указанные документы носят рекомендательный характер, и никто не будет придираться к ссылкам на ГОСТ ISO 9000-2011 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь"*(5), тем более что его никто не отменял*(6). Данный стандарт носит межгосударственный характер, и для их отмены нужно пройти определенную процедуру. Новый ГОСТ Р ИСО 9000-2015 носит национальный характер, и при разработке новых нормативно-правовых документов по управлению качеством в нашей стране ссылаться все-таки лучше на него.
Таблица 1
Сравнение принципов менеджмента качества, содержащихся в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 и ГОСТ ISO 9000-2011