Опротестование прокурором судебных постановлений о разрешении производства оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан
Е.В. Ортиков,
заместитель начальника отдела по надзору
за уголовно-процессуальной и
оперативно-розыскной деятельностью
прокуратуры Чувашской Республики
Д.А. Теллин,
начальник отдела по надзору за
уголовно-процессуальной и
оперативно-розыскной деятельностью
прокуратуры Чувашской Республики
Журнал "Законность", N 3, март 2017 г., с. 8-10.
В практике прокурорского надзора за соблюдением Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" возникают проблемные вопросы, обусловленные отсутствием в законодательстве процедуры пересмотра судебных постановлений о разрешении проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по электрическим сетям связи.
На неоднозначное толкование судами и, как следствие, возникновение препятствий при опротестовании незаконных решений суда указывают прокурор Приморского края С. Бессчасный*(1), работники прокуратуры Самарской области*(2), Республики Татарстан*(3).
В настоящей статье рассматривается проблема опротестования судебных постановлений о разрешении производства оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в целях выявления и раскрытия преступлений.
В Чувашской Республике до октября 2015 года проблем при опротестовании таких судебных постановлений не было.
В 2013 г. президиумом Верховного суда Чувашской Республики было удовлетворено 9 представлений прокуратуры республики на указанные постановления судов, в октябре 2015 года удовлетворено 1 представление.
В ходе проведённой в ноябре 2015 года проверки были выявлены нарушения закона при разрешении судами проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну сообщений, передаваемых по электрическим сетям связи.
Так, постановлением судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2015 г. в нарушение ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" разрешено проведение ОРМ "снятие информации с технических каналов связи" в целях раскрытия преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ. Аналогичное нарушение допущено при вынесении судьёй Урмарского районного суда Чувашской Республики постановления от 18 февраля 2015 г. о разрешении проведения ОРМ "снятие информации с технических каналов связи" в целях проверки заявления о распространении в сети Интернет информации, порочащей честь и достоинство заявителя (в постановлении суда предполагаемая квалификация содеянного не указывалась, фактически эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ).
17 ноября 2015 г. прокуратурой республики в президиум Верховного суда Чувашской Республики в порядке ст. 401.2 УПК РФ внесены кассационные предетавления на предмет отмены указанных судебных постановлений.
Однако 24 декабря 2015 г. представления были возвращены в прокуратуру республики без рассмотрения в связи с отсутствием, по мнению суда, в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" процедуры пересмотра судебных постановлений о разрешении производства ОРМ вышестоящим судом.
Направленные председателю Верховного суда Чувашской Республики с предложением о повторном их рассмотрении кассационные представления 28 января 2016 г. были возвращены по аналогичным основаниям.
В целях рассмотрения вопроса о внесении кассационных представлений в адрес Верховного Суда РФ собранные материалы были направлены в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры РФ.
По результатам рассмотрения управлением по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью были подготовлены кассационные представления в адрес Верховного Суда РФ, подписанные заместителем Генерального прокурора РФ.
Постановлениями судьи Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. кассационные представления были переданы на рассмотрение в президиум Верховного суда Чувашской Республики.
Соглашаясь с доводами кассационных представлений, Верховный Суд РФ указал, что позиция судей Верховного суда Чувашской Республики, возвративших без рассмотрения представление прокурора со ссылкой на отсутствие соответствующей процедуры в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности", не соответствует закону.
Как установил Конституционный Суд РФ, исследовав правовую природу предварительного судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью, вопрос об ограничении конституционных прав граждан в связи с проведением ОРМ по проверке информации о противоправных деяниях и лицах, к ним причастных, подлежит разрешению в процедурах, обусловленных характером уголовных и уголовно-процессуальных отношений (постановление от 9 июня 2011 г. N 12-П).
Каких-либо препятствий для обжалования судебных решений о разрешении проведения ОРМ с соблюдением установленной законом подсудности и процессуального порядка нет (определения Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 1-О, от 8 февраля 2007 г. N 128-О-П, от 15 июля 2008 г. N 460-О-О).
Кроме того, как указал Европейский Суд по правам человека в постановлении от 18 сентября 2014 г. (дело "Аванесян (Avanesyan) против Российской Федерации" (жалоба N 41152/06)) положение, когда судебное решение на право проведения ОРМ не подлежит пересмотру вышестоящим судом, нарушает требования ст. 8, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, как не предоставляющее эффективного средства правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Постановлениями президиума Верховного суда Чувашской Республики от 9 сентября 2016 г. кассационные представления заместителя Генерального прокурора РФ удовлетворены, незаконные решения судов о разрешении производства ОРМ отменены.
Отсутствие в законодательстве детально прописанной процедуры пересмотра судебных постановлений о разрешении проведения ОРМ создаёт серьёзные проблемы в правоприменительной практике.
По указанным делам со дня внесения прокурором представления в президиум Верховного суда Чувашской Республики до вынесения решения об отмене судебных постановлений о разрешении производства ОРМ прошёл почти год.
В случае разрешения производства ОРМ по делам оперативного учёта, имеющим соответствующий гриф секретности, до рассекречивания постановления суда и представления его в орган предварительного расследования зачастую только прокурор может выявить нарушения закона и конституционных прав граждан и принять меры к их устранению.
Представляется, что в целях исключения фактов различного толкования правоприменителями норм законодательства о возможности и процедуре пересмотра судебных постановлений о разрешении проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, обеспечения эффективной защиты таких прав необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе в части регулирования полномочии прокурора на опротестование указанных судебных постановлений.
Пристатейный библиографический список
1. Бессчасный С., Малюков В. Опротестование незаконных судебных решений о даче разрешений органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на проведение в отношении граждан оперативно-розыскных мероприятий // Законность. - 2015. - N 9.
2. Волков А., Лошкарев В. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан // Законность. - 2016. - N 4.
3. Фатыхов Т. Надзор за соблюдением конституционных прав граждан при осуществлении ОРМ // Законность. - 2013. - N 12.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Бессчасный С., Малюков В. Опротестование незаконных судебных решений о даче разрешений органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на проведение в отношении граждан оперативно-розыскных мероприятий. - Законность, 2015, N 9, с. 7-11.
*(2) См.: Волков А., Лошкарев В. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. - Законность, 2016, N 4, с. 66-70.
*(3) См.: Фатыхов Т. Надзор за соблюдением конституционных прав граждан при осуществлении ОРМ. - Законность, 2013, N 12, с. 44-45.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ортиков Е.В., Теллин Д.А. Опротестование прокурором судебных постановлений о разрешении производства оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан
Ortikov E.V., Tellin D.A. A public prosecutor's appeal against court rulings authorizing operative and search activities restricting constitutional rights of citizens
Е.В. Ортиков - заместитель начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Чувашской Республики
Д.А Теллин - начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Чувашской Республики
E.V. Ortikov - Deputy Chief, Division for Supervision over Criminal Proceedings, Operative and Search Activities, Public Prosecutor's Office of the Chuvash Republic
D.A. Tellin - Chief, Division for Supervision over Criminal Proceedings, Operative and Search Activities, Public Prosecutor's Office of the Chuvash Republic
В статье рассматриваются проблемные вопросы внесения прокурорами представлений на постановления судов о разрешении проведения при выявлении и раскрытии преступлений оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по электрическим сетям связи.
The article is devoted to the issue of prose cutors appealing against the decisions of the court which permit to carry out investigations restricting constitutional civil rights of secrecy of telephone conversations and electrical net work messages when detecting and investigat ing crimes.
Ключевые слова: оперативно-розыскное мероприятие; судебное постановление; кассационное представление.
Keywords: investigation; court order; cassational proceeding.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.