Социальные налоговые вычеты:
условия предоставления и перспективы развития
Вместе с переходом на принцип платности части социальных услуг (образование, здравоохранение) появилось и понятие "социальные налоговые вычеты" (ст. 219 НК РФ), т.е. возможность уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физическим лицом в случае оплаты им обучения или лечения (как своего, так и членов семьи).
Таким образом государство, используя регулирующую функцию налогообложения, оказывает социальную помощь гражданам, ведь здоровье и образование стали приоритетными национальными проектами, на которые из бюджета в 2007 году было выделено около 90 млрд и 53 млрд руб. соответственно.
Статья 219 НК РФ устанавливает три вида вычетов: на благотворительность (благотворительные вычеты); на обучение (образовательные вычеты) и лечение (медицинские вычеты).
В отличие от стандартных налоговых вычетов, которые предоставляются по заявлению налогоплательщика либо работодателем ежемесячно, либо налоговым органом по окончании календарного года, социальные вычеты могут быть предоставлены только налоговым органом по окончании календарного года. Основанием служит письменное заявление налогоплательщика, которое подается вместе с налоговой декларацией (п. 2 ст. 219 НК РФ).
То есть механизм получения социального налогового вычета следующий:
1) в течение календарного года налогоплательщик перечисляет средства на указанные выше цели (благотворительность, обучение, лечение) и собирает подтверждающие документы об оплате и характере полученных услуг (по обучению, лечению);
2) по окончании календарного года, в течение которого были осуществлены указанные затраты, он подает налоговую декларацию и заявление на предоставление социальных налоговых вычетов вместе с документами, подтверждающими оплату и характер услуг, в налоговый орган по месту своего жительства.
Поскольку срок для подачи налоговой декларации и заявления о предоставлении социальных налоговых вычетов в НК РФ не установлен, с учетом положений п. 7 ст. 78 НК РФ он принимается в течение 3 лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы.
Одновременно налогоплательщик может подать заявление о возврате суммы налога в связи с предоставлением социальных налоговых вычетов;
3) налоговый орган проверяет основания для предоставления вычетов и осуществляет физическим лицам возврат переплаченного налога.
Следует отметить, что согласно ст. 229 НК РФ обязанность по сдаче налоговой декларации возложена только на лиц, самостоятельно уплачивающих налог. Вместе с тем в п. 2 данной статьи установлено, что лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, имеет право это сделать (декларация представляется в налоговый орган по месту жительства).
Таким образом, предоставление социальных налоговых вычетов ставится в зависимость от сдачи налоговой декларации даже теми лицами, которые не обязаны ее сдавать. Следовательно, если налоговая декларация сдается, социальные вычеты предоставляются, и наоборот, если не сдается, то и вычетов нет.
Невостребованная (оставшаяся) сумма социальных налоговых вычетов (сумма превышения вычетов над доходами) на следующий год не переносится.
Благотворительные налоговые вычеты
В подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ определены следующие условия предоставления благотворительных налоговых вычетов:
1) форма благотворительной помощи - только в виде денежных средств, которые перечисляются либо непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, либо налоговым агентом в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика (представляется в бухгалтерию организации по месту получения дохода, из которого осуществляются перечисления); вносятся налогоплательщиком наличными суммами в кассу организации, которой оказывается денежная помощь;
2) организации, которым может оказываться благотворительная помощь (пожертвования), и цели:
организации науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемые из средств соответствующих бюджетов, - конкретные цели не установлены;
физкультурно-спортивные организации, образовательные и дошкольные учреждения - только на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд;
религиозные организации - на осуществление уставной деятельности;
Обратите внимание: физическое лицо сможет получить вычет только в случае оказания помощи головной организации, работающей в социальной сфере, хотя, в принципе, принять финансовую поддержку мецената может и ее филиал. Однако в этом случае гражданин не получит соответствующий вычет по НДФЛ. Если он жертвует деньги в благотворительный фонд, то и эти выплаты под льготу не подпадают.
3) ограничение по сумме вычетов - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Насколько актуальны для физических лиц благотворительные налоговые вычеты?
Цифры свидетельствуют о том, что налоговой привлекательности для рядовых налогоплательщиков они не имеют. Так, в общей сумме налоговых вычетов, заявленных в 2003 году (около 600 млрд руб.), профессиональные вычеты составили 365 млрд руб. (60,3%), имущественные - 139,4 млрд руб. (22,4%), вычеты на обучение - 9,6 млрд руб. (1,5%), остальные вычеты (на лечение и благотворительность) - по 1% каждый в общей сумме вычетов*(1).
Таким образом, налоговая льгота по НДФЛ на благотворительность принята исключительно для отдельных граждан-филантропов.
Несмотря на то, что 2006 год был объявлен годом благотворительности в России, большинство россиян, согласно исследованиям социологов ВЦИОМ, категорически не желают выделять деньги нуждающимся.
Как показал опрос ВЦИОМ, около 50% россиян никогда не участвовали ни в каких благотворительных акциях: среди наиболее состоятельной части общества - 41%, среди наиболее бедных - 59%. Большинство "благотворителей" ограничиваются подачей милостыни нищим (36% опрошенных), передачей старых вещей и игрушек в детдома, дома престарелых, больницы. Подобной "мелкой благотворительностью" значительно чаще занимаются женщины; возрастная категория жертвователей от 35 до 55 лет. Деньги на счета благотворительных организаций и фондов хотя бы раз в жизни вносили лишь 4% опрошенных россиян, столько же перечисляли деньги непосредственно на счета людей, нуждающихся в неотложной помощи (на лечение, операцию), еще 4% участвовали в благотворительных концертах и выставках и, наконец, 3% были волонтерами - бесплатно работали в больницах, детских домах, на восстановлении памятников культуры. Таким образом, лишь от 3 до 5% россиян занимались собственно благотворительностью в том смысле, в каком она понимается в современном мире.
Те, кто за последние 4-5 лет участвовали в благотворительных акциях, делали это, как правило, нечасто: 57% - несколько раз, 14% вспомнили лишь единственный случай. При этом 86% опрошенных имели в виду денежные пожертвования. Из них только 2% давали сумму, превышающую 5000 руб., 3% - выше 1000 руб., 5% - выше 500 руб., 23% - выше 100 руб. Около половины "благотворителей" (47%) ограничились купюрой до 100 руб. (что и благотворительностью-то назвать сложно).
И дело тут не в жадности или жестокосердии. Причин несколько, и одна из них - низкое качество жизни в России. Так, по данным социологического опроса ВЦИОМ, из половины россиян, которые за последние годы ни разу не проявили милосердие:
60% ссылаются на то, что у них и членов их семей слишком много собственных проблем, и они просто не имеют возможности кому-либо еще помогать материально;
16% не верят, что их помощь действительно дойдет до адресата;
17% считают, что помогать людям, оказавшимся в тяжелом положении, дело государства и специальных органов, а не частных лиц;
6% по-философски оправдывают собственную бездеятельность: в современном мире каждый должен решать свои проблемы самостоятельно и не рассчитывать на чью-либо помощь.
Кроме того, есть сложности с оформлением пожертвований. Не способствуют благотворительности многочисленные случаи мошенничества.
В то же время и пользовались благотворительной помощью лишь немногие россияне: 5% опрошенных - более одного раза, 7% - единожды, 85% не пользовались совсем. Среди "адресатов" благотворительной помощи - пенсионеры, работники массовых гуманитарных профессий (учителя, врачи), но и они в подавляющем большинстве испытали ее действие тоже разово.
Таким образом, очевидно, что частная благотворительность в России в настоящее время не нашла распространения и является уделом либо богатых, либо фанатиков.
А ведь в дореволюционной России благотворительность активно развивалась. Помощь ближнему была неотъемлемой частью российской традиции и не зависела от религиозных и политических убеждений.
Возрождение благотворительности началось с принятием Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который установил, что финансовую поддержку нуждающимся могут оказывать общественные организации, бизнес-структуры, российские и иностранные граждане. К сожалению, в то время "филантропы" использовали пожертвования в основном для снижения налогов, в результате чего многие льготы были отменены.
Конечно, ни в одной стране мира для фирм и граждан, которые занимаются благотворительностью, не создано идеальных налоговых условий. Так, во многих европейских странах гражданин, который жертвует личные деньги, вынужден платить с них налоги. Несмотря на отсутствие ощутимых льгот, средства на благотворительность жертвуют до 95% предпринимателей Европы. Хорошие условия для развития благотворительности существуют в США. Там корпорации имеют право направлять до 10% своей прибыли на пожертвования. С этой суммы налоги не уплачиваются. Но все же, как показывает статистика, основная часть пожертвований поступает от частных лиц.
В России система благотворительности не проработана. Часть пожертвований достается государству, а не тем, кому они были изначально предназначены. Следует отметить, что в настоящее время в правительстве идет обсуждение реформы благотворительной деятельности и соответствующих поправок в законодательство*(2).
На наш взгляд, когда вводились новые для нашего законодательства социальные налоговые вычеты на благотворительность, не учитывалась проблема низкого качества жизни населения, в частности, пенсионеров. Так, по данным Росстата, численность пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда России на конец года, неуклонно растет: в 2003 году - 38 164 тыс. чел.; в 2006 году - 38 325 тыс. чел. Растет и средний размер назначенной пенсии: в 2003 году - 1637 руб.; в 2006 году - 2726,1 руб. Только в проектах на 2009 год Минфин России планирует поднять средний размер трудовой пенсии основной массе россиян до 5000 руб. Таким образом, социальное расслоение в обществе продолжится.
Поэтому оформилась острая необходимость в усовершенствовании механизма предоставления социальных налоговых вычетов на благотворительные цели. В частности, вместо действующего механизма целесообразно было бы предусмотреть предоставление налогоплательщику стандартного налогового вычета на содержание неработающих и совместно проживающих с ним родителей-пенсионеров.
В целях упрощения системы налогового администрирования размер и порядок предоставления такого вычета должен соответствовать стандартному налоговому вычету на содержание детей. С точки зрения законодательства в п. 1 ст. 218 НК РФ потребуется добавить подп. 5 соответствующего содержания.
В результате повысится значимость и привлекательность системы налогообложения доходов физических лиц, поднимется популярность налоговых льгот для каждого налогоплательщика.
Следует отметить, что законодателем уже предложено частичное решение существующей социальной проблемы. Так, с 1 января 2007 г. в соответствии с новым подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется в сумме пенсионных и (или) страховых взносов, фактически уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом и (или) страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), с учетом установленного ограничения (в совокупности - не более 100 000 руб., а с 1 января 2009 г. - не более 120 000 руб.).
Образовательные налоговые вычеты
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ образовательные налоговые вычеты предоставляются в сумме, фактически уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, но не более предельного размера (в 2001 году - 25 000 руб., с 2003 года - 38 000 руб., с 2007 года - 50 000 руб.), а также в сумме, фактически уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях.
Исходя из анализа данной нормы, можно указать условия предоставления образовательных налоговых вычетов:
1) образовательные учреждения должны иметь соответствующие лицензии, которые подтверждают статус учебного заведения;
2) лицами, получающими услуги по образованию, могут быть непосредственно налогоплательщики; дети налогоплательщика в возрасте до 24 лет; подопечные в возрасте до 18 лет;
3) форма обучения - любая (для налогоплательщика); дневная (для остальных лиц);
4) получателем льготы является налогоплательщик в случае своего обучения; родитель (или оба родителя) в случае обучения детей; опекун (попечитель) в случае обучения подопечных;
5) срок применения вычетов - на весь период обучения указанных выше лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения;
6) форма оплаты - любая (не предусмотрено, что расходы на обучение должны в обязательном порядке осуществляться денежными средствами). Следует особо отметить, что вычет не применяется, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
При получении указанных вычетов у налогоплательщиков возникает много вопросов, на которые попытаемся дать ответы.
Например, может ли отец воспользоваться остатком вычета, предоставленного матери? Договор на обучение ребенка заключен между образовательным учреждением и матерью этого ребенка. Она произвела оплату обучения, которая за год не превысила максимально допустимого порога, но сумма ее дохода оказалась меньше расходов.
Поскольку имущество (в том числе деньги), нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (ст. 34 Семейного кодекса РФ), оплата за обучение ребенка была произведена матерью за счет общих средств. В этом случае оставшейся частью вычета может воспользоваться ее супруг - отец ребенка.
Достаточно распространена ситуация, когда договор на обучение ребенка заключает с учебным заведением один из родителей, а оплачивает учебу другой. Практика такова, что рассматриваемый налоговый вычет предоставляется супругу, который фактически оплатил обучение ребенка. Такой позиции придерживаются налоговые органы. Но эта позиция при необходимости может быть оспорена со ссылкой на вышеупомянутые нормы Семейного кодекса РФ.
Если плату за обучение вносят дети и соответственно платежные документы выписываются на их имя, то для получения вычета родителями в заявлении следует указать, что такое поручение ими было дано ребенку.
Могут ли родители получить вычет, если договор заключен между учебным заведением и ребенком? Если в договоре содержится оговорка, что плату за обучение вносят родители, то да. Если же такой оговорки в договоре нет, на вычет родителям рассчитывать не приходится.
Налоговые органы предоставляют вычет и в тех случаях, когда по заявлению работника плату за его обучение по заключенному с учебным заведением договору перечисляет работодатель. Правда, работник должен возместить работодателю стоимость учебы. Вычет предоставляется за тот налоговый период, в котором произошло возмещение расходов. Данный факт подтверждается справкой работодателя.
Остановимся более подробно на значении социальной помощи, оказываемой государством своим гражданам путем предоставления образовательного налогового вычета. Налоговая экономия физического лица по конкретному виду расходов составляет 6500 руб. (50000 х 13%) в год при условии, что его доходы позволяют "освоить" льготу в полной сумме. Для основной массы населения экономия незначительна, особенно если сравнивать со стоимостью обучения в вузах, которая постоянно растет.
Но все же большая часть населения вкладывает деньги в приобретение образования, принимая соответствующее инвестиционное решение. То есть семьи готовы отдавать некоторую часть совокупного дохода на обучение одного (или нескольких) своих членов, что и формирует цену спроса.
Дело в том, что роль образования уникальна: с одной стороны, оно раскрывает заложенные в человеке способности, с другой - создает возможности для получения в дальнейшем более высоких доходов от трудовой деятельности.
Государство, ориентированное на развитие, должно быть заинтересовано в такой системе образования, которая давала бы человеку возможность стать конкурентоспособным на внутреннем и мировом рынках труда. И если в 1957 году (после запуска первого спутника) специальная комиссия Конгресса США признала систему образования в СССР лучшей в мире, то в 2006 году, согласно международным рейтингам, Россия по уровню образования опустилась до 66-го места.
Недофинансирование сферы образования в целом, а также заниженный уровень оплаты труда преподавателей и научных работников привели к ослаблению конкурентоспособности российской образовательной системы, оттоку кадров в другие отрасли и за рубеж. Наблюдается снижение качества подготовки кадров при увеличении количества вузов. Это ведет к увеличению численности невостребованных дипломированных специалистов - плохо подготовленных инженеров, врачей, учителей и т.д.
Кроме того, имеется разрыв в качестве образования, которое дают ведущие и провинциальные вузы страны, т.е. региональная дифференциация. Причем за последние годы этот разрыв не только не сократился, но даже увеличился.
В результате по количеству выданных дипломов наша страна обгоняет США, Норвегию и Нидерланды, хотя по уровню жизни, по данным американского журнала The Economist, занимает лишь 105-е место из 111 возможных, опередив только Зимбабве и еще несколько стран третьего мира.
Формирование цивилизованного рынка образовательных услуг затруднено из-за того, что в процессе преобразований были разрушены те элементы, которые обеспечивали доступность и качество системы образования.
Во Всеобщей декларации прав человека, в Конституции РФ (ст. 43) провозглашается равная доступность высшего образования. Социально справедливой следует считать ситуацию, когда каждому доступны все образовательные уровни независимо от имущественного статуса личности. К сожалению, у нас доступность высшего образования все чаще зависит от уровня материальной обеспеченности.
Соотношение доступности и бесплатности требует некоторого логического анализа. Очевидно, что первое необязательно предполагает второе.
Так, социально приемлемый уровень стоимости образования можно установить как процент от дохода семьи. При этом представляется целесообразным определить некоторый норматив, руководствуясь как данными отечественных социологических опросов, так и опытом зарубежных стран, где платность профессионального, в том числе высшего, образования традиционно считается социально приемлемой (в среднем составляет 1/4 дохода семьи). Тогда плату за обучение в высших учебных заведениях как долю в бюджете средней российской семьи можно принять в размере 20-25% ее дохода за вычетом прожиточного минимума, который выступает в качестве корректирующего элемента, поскольку структура расходов граждан в нашей стране и за рубежом различна. Таким образом, социально приемлемый уровень платы за обучение в высшей школе можно рассчитать по формуле:
У = 0,25 (Д - ПМ х Ч),
где Д - суммарный доход семьи в месяц, руб.; ПМ - официально установленная величина прожиточного минимума, руб.; Ч - количество членов семьи.
Какие семьи могут позволить себе обучение на платной основе? Проанализируем данные Росстата (см. таблицу).
руб.
Субъект РФ | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения за III квартал 2006 г., руб. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. |
Ростовская область | 3274 | 7255 |
Краснодарский край | 3402 | 7836 |
г. Москва | 5795 | 18 078 |
г. Санкт-Петербург | 3989 | 12 582 |
Ямало-Ненецкий АО | 6209 | 32 027 |
Можно сделать вывод, что платное образование доступно для семей (с одним ребенком):
в Ростовской области со среднедушевым доходом не ниже 9000 руб. в месяц, которые готовы платить не более 7000 руб. в семестр - 1172 руб. [0,25 х (14 510 - 9822)];
в Краснодарском крае со среднедушевым доходом не ниже 10 000 руб. в месяц, которые готовы платить не более 15 000 руб. в семестр - 2552 руб. [(0,25 х (15672 - 10206)];
в г. Москве со среднедушевым доходом не ниже 17 000 руб. в месяц, которые готовы платить не более 28 000 руб. в семестр - 4693 руб. [(0,25 х (36 156 - 17 385)];
в г.Санкт-Петербурге со среднедушевым доходом не ниже 11 000 руб. в месяц, которые готовы платить не более 20 000 руб. в семестр - 3299 руб. [(0,25 х (25 164 - 11 967)];
в Ямало-Ненецком АО со среднедушевым доходом не ниже 18 000 руб. в месяц, которые готовы платить не более 68 000 руб. в семестр - 11 357 руб. [(0,25 х (64 054 - 18 627)].
К сожалению, все полученные цифры значительно ниже сложившихся в высших учебных заведениях цен. Так, например, во втором семестре 2005/2006 учебного года в государственном вузе среднерыночная цена за обучение по очной форме составляла по г. Москве 130 000 руб. (направление "Экономика и управление" и "Гуманитарные науки"). Рассчитанный социально приемлемый уровень оплаты соответствует лишь стоимости заочной формы обучения.
Сегодня российское бизнес-сообщество предлагает параллельную реформу национального образования, суть которой проста: крупные компании "втягивают" в себя нужные вузы, формируют учебные программы, для лучших студентов организуют спецкурсы, для преподавателей проводят мастер-классы. В частности, с 1 января 2009 г. Правительством РФ предлагается разрешить организациям включать в прочие расходы оплату обучения работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, их профессиональную подготовку и переподготовку (законопроект N 66610-5). При этом речь идет не только о штатных работниках, но и о тех, трудовой договор с которыми будет заключен после соответствующего обучения. Данные суммы для налогоплательщика предлагается освободить от налогообложения, с этой целью будет изменена редакция п. 21 ст. 217 НК РФ.
Для расширения доступности образования большое значение имеет развитие соответствующих государственных программ, например внедрение государственного образовательного кредита для студентов по минимальной ставке.
Медицинские налоговые вычеты
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ медицинские вычеты предоставляются в сумме, фактически уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за лекарственные средства и услуги по лечению, предоставленные ему, супругу (супруге), родителям, детям в возрасте до 18 лет, но не более 50 000 руб.
Обратите внимание: с 1 января 2007 г. при применении медицинского налогового вычета учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению. В ранее действовавшей формулировке ст. 219 НК РФ учитывались только взносы по договорам добровольного страхования за самого налогоплательщика.
Сумма вычета по дорогостоящим видам лечения не ограничивается.
Следует подчеркнуть следующие условия применения медицинских налоговых вычетов:
1) медицинские учреждения должны иметь соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности и располагаться на территории РФ;
2) виды лечения - обычное и дорогостоящее (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201*(3));
3) договоры добровольного страхования должны заключаться со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и предусматривать оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению;
4) виды льготируемых расходов - стоимость услуг по лечению в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ;
стоимость медикаментов в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ, назначенных лечащим врачом;
суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком по договорам добровольного страхования;
5) документы, подтверждающие право на вычет:
а) по расходам на оплату медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения - справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (форма утверждена совместным приказом Минздрава России N 289 и МНС России N БГ-3-04/256 от 25.07.2001)*(4); заявление на предоставление налогового вычета; платежные документы (их копии), подтверждающие внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинскому учреждению Российской Федерации; договор налогоплательщика (его копия) с медицинским учреждением Российской Федерации об оказании медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения, если такой договор заключался; копия лицензии медицинского учреждения на осуществление медицинской деятельности; копия свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего супруга; копия свидетельства о рождении налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего родителя (родителей), или иной документ, подтверждающий родство; копия свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего ребенка (детей) в возрасте до 18 лет; справка по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного с него налога на доходы физических лиц.
б) по расходам на оплату медикаментов - рецептурный бланк учетной формы N 107/у *(5) (на одном рецептурном бланке можно выписать не более двух лекарственных средств) со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", который заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения; заявление на предоставление налогового вычета, товарный и кассовый чеки из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств;
5) ограничение по сумме вычета - не более 50 000 руб. по обычному лечению вне зависимости от того, кому оказаны медицинские услуги (т.е. такова общая сумма медицинских вычетов при осуществлении затрат на лечение самого налогоплательщика, супруга (супруги), его родителей, его детей в возрасте до 18 лет). По дорогостоящему лечению, как уже отмечалось, сумма вычета не ограничивается.
Обратите внимание: указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, в случае если оплата лечения, приобретенных медикаментов и (или) уплата страховых взносов не были произведены организацией за счет средств работодателей. Кроме того, право на получение вычета возникает только у тех лиц, оплативших лечение, которые получают налогооблагаемый доход, так как его предоставление предусматривает возврат налога, уплаченного налогоплательщиком в течение налогового периода в отношении полученных доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%. Поэтому, например, неработающий пенсионер, понесший расходы на свое лечение, не имеет права на указанный налоговый вычет.
Если лечение одного и того же физического лица оплачено разными налогоплательщиками (например, матери или отца детьми или ребенка обоими родителями), то медицинские вычеты предоставляются каждому налогоплательщику самостоятельно, а не в общей сумме, как в случае с образовательными вычетами. То есть и отцу и матери, оплатившим лечение своего ребенка по 25 000 руб., будет предоставлен вычет в сумме 25 000 руб.
Поэтому для получения вычета важно, кто именно производил оплату медицинских услуг (на чье имя оформлены документы).
При установлении размеров медицинских вычетов, по мнению автора, следует учитывать демографические процессы, происходящие в стране, а именно уменьшение рождаемости и старение населения. Первый в перспективе ведет к снижению численности налогоплательщиков и, следовательно, налоговых поступлений. Второй предполагает увеличение числа пенсионеров и рост расходов на медицинское обслуживание.
Таким образом, снижение налоговых поступлений при одновременном росте ассигнований по расходным статьям (на выплату пенсий и медицинское обслуживание населения) выведет на качественно иной уровень проблему дефицита бюджета страны.
Поэтому политика в области налогообложения должна "противодействовать" сложившимся тенденциям, в связи с чем необходимо:
отменить ограничение по сумме расходов, произведенных налогоплательщиком из собственных средств на приобретение медикаментов, медицинское обслуживание и лечение, т.е. предоставлять медицинские вычеты в размере фактически произведенных расходов;
использовать налоговые стимулы для повышения рождаемости, что уже делается в ряде ведущих стран мира, где в наиболее выгодные условия по уплате индивидуальных подоходных налогов поставлены родители, имеющие не менее 3 детей (Франция, Швейцария);
серьезно обсудить предложение некоторых общественных организаций о введении в нашей стране налога на бездетность в размере 2-3% от дохода граждан старше 22 лет.
* * *
В заключение следует отметить, что, предоставляя социальные налоговые вычеты при налогообложении доходов физических лиц, государство компенсирует отсутствие достойной социальной политики в период экономической трансформации. Стоит признать, что современная российская налоговая система стремится сочетать в себе две взаимоисключающие концепции: установление низкого уровня налогообложения доходов, что стимулирует предпринимателей, но одновременно сокращает в краткосрочной перспективе доходы государства, и активизация регулирующей роли государства с созданием масштабной общественной инфраструктуры, что изначально предполагает сравнительно высокий уровень государственных расходов.
Думается, что эффективность налоговой реформы должна оцениваться не только по вкладу низких налоговых ставок в экономический рост, но и по ее содействию становлению социально ориентированной рыночной системы.
Л.Б. Семина,
советник государственной службы РФ 2-го класса,
аспирант Всероссийской государственной налоговой академии
Минфина России
"Налоговая политика и практика", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Семина Л.Б. Налоговые вычеты при налогообложении доходов физических лиц // Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей ВГНА МНС России. 2004. N 4. С. 121-128.
*(2) Подробнее см.: Головнева И.С., Прокаев В.А. Некоммерческая и благотворительная деятельность: разработка механизмов налогового стимулирования и общественного контроля // НПП. 2007. N 11. С. 4-10; Илюшникова Т.А. О нормах законодательства, связанных с деятельностью некоммерческих организаций // НПП. 2007. N 12. С. 41-45.
*(3) "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, лекарственных средств, оплата которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
*(4) Справка выдается по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг, при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы. В справке фамилия, имя и отчество налогоплательщика и пациента указываются полностью. На основании кассового чека (приходного ордера или иного документа, подтверждающего внесение денежных средств) в справку вносятся стоимость медицинской услуги или дорогостоящего лечения, оплаченных за счет средств налогоплательщика, и дата оплаты медицинской услуги. В случае если санаторно-курортное учреждение реализует путевки через туристические фирмы-посредники, в справке об оплате медицинских услуг, выданной налогоплательщику соответствующим санаторно-курортным учреждением, отражается только стоимость медицинских услуг, без учета комиссионного и агентского вознаграждения, полученного туристическим агентом от продажи путевок (письмо ФНС России от 02.05.2006 N 04-1-01/243).
*(5) Один из двух экземпляров рецепта предъявляется в аптечное учреждение для получения лекарственных средств, другой - в налоговый орган.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru