Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний при "упрощенке"
Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ "упрощенцы" освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество и ЕСН, а также НДС, кроме определенных случаев. При этом они остаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ, а также уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Такими платежами являются в том числе взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы от НС и ПЗ).
Каков порядок регистрации в ФСС в качестве плательщиков взносов от НС и ПЗ? В каких случаях работодатель обязан начислить и уплатить данные взносы? Что является базой для таких начислений?
Нормативная база по взносам от НС и ПЗ
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). В силу ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы от НС и ПЗ не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях, определяются в РФ Законом N 125-ФЗ. В соответствии с ним были приняты:
- Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(1), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N 184);
- Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713);
- Правила установления страхователями скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 N 652*(2) (далее - Правила N 652).
Для "упрощенцев" важно знать, что согласно ст. 9 Закона N 125-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности*(3). На 2008 год Федеральным законом от 21.07.2007 N 183-ФЗ установлены:
- максимальный размер единовременной страховой выплаты - 50 900 руб.;
- максимальный размер ежемесячной страховой выплаты - 39 100 руб.
Порядок регистрации в качестве страхователя
Страхователями по взносам от НС и ПЗ являются юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ (ст. 3 данного закона).
"Упрощенец"-юридическое лицо. В силу ст. 6 Закона N 125-ФЗ регистрация страхователей - юридических лиц осуществляется в исполнительных органах страховщика в пятидневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, организация-"упрощенец" автоматически будет зарегистрирована в ФСС в качестве плательщика взносов от НС и ПЗ, но бухгалтеру все равно необходимо прийти в ФСС РФ и получить извещение, которое может быть также отправлено по почте на юридический адрес организации, кроме того, необходимо установить тарифы (см. ниже).
"Упрощенец"-предприниматель. В соответствии со ст. 6 Закона N 125-ФЗ регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, осуществляется в исполнительных органах страховщика на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников. Порядок регистрации этих страхователей устанавливается страховщиком и утвержден Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27. То есть предприниматель-"упрощенец" при принятии на работу первого сотрудника обязан сам зарегистрироваться в ФСС РФ. Для этого он одновременно с заявлением предъявляет паспорт и представляет копии следующих документов:
- свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- трудовых книжек нанимаемых им работников;
- гражданско-правовых договоров при наличии в них условий о том, что страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за указанных лиц.
Копии представляемых документов должны быть заверены в установленном порядке. Регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения документов:
- присваивается регистрационный номер и код подчиненности;
- данные о зарегистрированном страхователе вносятся в реестр страхователей;
- оформляется извещение о регистрации в качестве страхователя страхователям - физическим лицам в двух экземплярах;
- направляется извещение о регистрации заказным письмом по месту жительства страхователя - физического лица.
Для "упрощенцев"-предпринимателей является особенностью то, что они могут сняться с учета в качестве страхователей при отсутствии задолженности по обязательным платежам в случаях:
1) изменения места жительства;
2) увольнения работников;
3) окончания срока действия гражданско-правовых договоров, заключенных ими с другими физическими лицами.
То есть если у них есть основания для снятия с учета, то они могут это сделать на основании своего заявления, одновременно с которым представляются первый экземпляр извещения о регистрации, заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ наступление обстоятельств, являющихся причиной снятия с учета. Решение о снятии страхователя с учета принимается отделением ФСС РФ в форме приказа (распоряжения).
Установление тарифов
Согласно ст. 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. Страховой тариф - это ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
В соответствии со ст. 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком согласно Правилам N 713. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п. 2 Порядка подтверждения основного вида деятельности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55.
В 2008 году и плановый период 2009 и 2010 годов взносы от НС и ПЗ уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (Федеральный закон от 21.07.2007 N 186-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов").
Скидки и надбавки к страховому тарифу
В соответствии со ст. 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право устанавливать страхователям надбавки и скидки к страховому тарифу согласно Правилам N 652.
Скидки и надбавки устанавливаются ФСС РФ на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом. Максимальный размер скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю.
Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой, утверждаемой страховщиком по согласованию с Минтрудом, исходя из следующих основных показателей:
- отношения суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
- количества страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;
- количества дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай.
Скидка или надбавка устанавливается страховщиком в случае, если указанные показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя. Данные для определения размера скидки или надбавки представляются страхователем в установленном страховщиком порядке. Страхователь имеет право участвовать в установлении ему страховщиком скидок и надбавок.
Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки являются:
- осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации;
- своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
- отсутствие задолженности по страховым взносам.
Порядок представления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден Постановлением ФСС РФ от 22.03.2002 N 32. Согласно данному документу для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь в срок до 15 мая текущего года представляет в исполнительный орган ФСС РФ по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление об установлении скидки (приложение к указанному документу);
- сведения о прохождении работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
- протокол аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда*(4).
Уведомление о решении страховщика направляется (вручается) страхователю в 10-дневный срок со дня его принятия. Разногласия, возникающие между страховщиком и страхователем по вопросам размера скидки или надбавки, установленной страхователю, рассматриваются согласительной комиссией, состоящей из представителей сторон, или в судебном порядке.
Подтверждение видов деятельности
Согласно п. 11 Правил N 713 юридические лица обязаны ежегодно подтверждать виды экономической деятельности. Порядок подтверждения основного вида деятельности утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок).
Для подтверждения основного вида экономической деятельности организация ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению 1 к Порядку;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению 2 к Порядку;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме субъектов малого предпринимательства);
- копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).
Основной вид экономической деятельности вновь созданных организаций, которые не осуществляли свою деятельность в предыдущем году, не требует подтверждения в первый год их деятельности.
Если организация не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, то такой страхователь в целом подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует его основному виду экономической деятельности. До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и его подразделения относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.
Отчетность и порядок уплаты взносов от НС и ПЗ
Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в надлежащем порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком (ст. 24 Закона N 125-ФЗ). Данная форма утверждена Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111*(5).
В соответствии со ст. 22 Закона N 125-ФЗ суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
В предыдущем номере были рассмотрены вопросы, связанные с уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы от НС и ПЗ): нормативная база, порядок регистрации в качестве страхователя, установление тарифов, отчетность и порядок уплаты данных взносов "упрощенцами". В продолжение данной темы подробно расскажем о расчетной базе для начисления взносов от НС и ПЗ, представим позицию ФСС и арбитражную практику. Также остановимся на учете данных взносов в расходах, а в заключение - на ответственности страхователя и проверках ФСС, камеральных и выездных.
База по взносам от НС и ПЗ
Нормы Закона N 125-ФЗ*(6) и иных актов
Согласно ст. 3 Правил N 184*(7) страховые взносы начисляются:
- на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству);
- на оплату труда лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем;
- в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору. Согласно ст. 5 Закона N 125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Сумма оплаты труда (дохода), получаемая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения. При этом в соответствии со ст. 4 Правил N 184 страховые взносы не начисляются на выплаты, определенные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ (далее - Перечень), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, за исключением вознаграждений, выплачиваемых гражданам на основании гражданско-правовых договоров, если указанными договорами предусматривается уплата страховых взносов. Особо хочется отметить, что данным постановлением по согласованию с Минсоцразвития РФ ФСС РФ имеет право давать в необходимых случаях разъяснения по вопросам, связанным с применением Перечня.
Перечень содержит 23 пункта выплат, на которые не нужно начислять страховые взносы в ФСС РФ. Казалось бы, все понятно, но финансово-хозяйственная деятельность предприятий более многогранна, и все случаи предусмотреть нельзя ни в каком перечне, поэтому и возникают разногласия при применении на практике данного документа.
Позиция ФСС РФ
Позиция представителей ФСС РФ однозначна: Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (Письмо от 18.10.2007 N 02-13/07-10008).
На практике возникают вопросы по обложению страховыми взносами от НС и ПЗ разных видов выплат работникам, в том числе материальной помощи. Согласно п. 7 и 8 Перечня не начисляются страховые взносы на:
- материальную помощь, оказываемую работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ;
- материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.
Поскольку ФСС РФ имеет право проводить разъяснительную работу, его Письмо от 18.10.2007 N 02-13/07-10008 посвящено вопросу начисления страховых взносов от НС и ПЗ на выплаты, не являющиеся оплатой труда, а именно видам материальной помощи, на которые необходимо начислять данные взносы. На все другие виды материальной помощи (например, к отпуску), на единовременные разовые премии по случаю юбилея сотрудника, на стоимость подарков, выдаваемых сотрудникам, в том числе за счет средств, оставшихся после уплаты единого налога при УСНО, поскольку они (хотя и не связаны с результатами трудовой деятельности) составляют доход застрахованных лиц и прямо не указаны в Перечне, страховые взносы должны начисляться. Аналогичная позиция представлена и в Письме ФСС РФ от 10.10.2007 N 02-13/07-9665: на премии к юбилейным датам работников и на стоимость подарков в связи с юбилеями, а также на отпускные выплаты к дополнительным отпускам, не предусмотренным ТК РФ, страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляться должны, поскольку они, хотя и не связаны с результатами трудовой деятельности, но составляют доход застрахованных лиц и прямо не указаны в названном Перечне.
При этом в обоснование своей позиции представители ФСС РФ ссылаются на Правила N 184, согласно которым страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда: это значит, что страховые взносы начисляются не только на оплату труда, но и другие выплаты, непосредственно не связанные с результатами трудовой деятельности. Логика, конечно, странная, под это подходят вообще любые выплаты в пользу работников, кроме указанных в Перечне.
Согласно ст. 129 ТК РФ оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами, а также с обеспечением установления и осуществления компенсационных и стимулирующих выплат. Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за выполнение работы как за определенный трудовой результат, а не любые доходы, полученные работником. Тем более что такие выплаты, как материальная помощь или другие аналогичные, производятся не из фонда оплаты труда, а за счет собственных средств предприятия. Факт наличия трудовых отношений между предприятием и работниками сам по себе не является основанием для начисления страховых взносов на спорные выплаты.
При этом довод ФСС РФ об отсутствии данных видов выплат в Перечне, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, необоснован, поскольку Перечень подлежит применению в совокупности с перечисленными выше нормативными актами, в соответствии с которыми объектом для начисления страховых взносов являются выплаты, связанные с оплатой труда. А если внимательно прочитать название "Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", то по логике речь может идти только об оплате труда: заработной плате, компенсационных и стимулирующих выплатах, которые непосредственно связаны с производственным процессом, деятельностью организации, а не вообще о выплатах в пользу работников предприятия.
Попытки со стороны ФСС увеличить облагаемую взносами базу понятны, но иногда просто абсурдны. На практике встречаются случаи обложения взносами выплат, производимых работникам в период их нахождения в гарантированных законодательством дополнительных отпусках в связи с обучением, несмотря на то что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве не начисляются на суммы компенсаций, выплачиваемых работникам в пределах норм, установленных законодательством. Кроме того, согласно ст. 1 Закона N 125-ФЗ к задачам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относится, в частности, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Поскольку в период нахождения на учебных занятиях работники не ведут профессиональную деятельность и, соответственно, не подвергаются риску травм и профзаболеваний, связанных с такой деятельностью, наступление страхового случая исключается, в связи с чем взимание за такой период страховых взносов противоречит основным началам страхования.
Арбитражная практика: многообразие решений
Сложившаяся арбитражная практика по данной теме разнообразна, приведенные ниже судебные решения показывают различный подход к этому вопросу.
Приведем судебные решения в пользу организаций, согласно которым страховые взносы от НС и ПЗ на указанные выплаты не начисляются.
Постановления судебных органов | Не включаются в облагаемую базу |
Постановление ФАС ЗСО от 03.10.2007 N Ф04-6909/2007(38935-А70-14) |
Средства на улучшение жилищных условий работников Доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности сверх установленного размера до среднего заработка за полный календарный месяц, производимые за счет средств спецфонда организации |
Постановление ФАС УО от 04.09.2007 N Ф09-7064/07-С1 |
Расходы на обязательные предварительные медицинские осмотры граждан при поступлении на работу, проводимые за счет собственных средств работодателя |
Постановление ФАС ЗСО от 31.07.2007 N Ф04-5158/2007(36815-А27-42) |
Единовременная денежная помощь возвратившимся на производство демобилизованным военнослужащим Единовременные пособия при рождении ребенка сверх норм, установленных законодательством РФ Единовременные пособия молодым специалистам Возмещение расходов по найму жилых помещений Материальная помощь в связи с протезированием зубов |
Постановление ФАС УО от 22.05.2007 N Ф09-3697/07-С1 |
Оплата обучения своих работников в высших учебных заведениях |
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 N 773/07 |
Выплаты, получаемые работниками в связи с предоставлением дополнительного отпуска в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
Постановление ФАС УО от 15.01.2007 N Ф09-11457/06-С2 |
Выплаты работникам за экономию энергоресурсов Расходы на оказание платных услуг, сдачу металлолома Разовые премии (к праздникам, юбилеям и т.п.) Материальная помощь по семейным обстоятельствам |
Постановление ФАС УО от 25.04.2007 N Ф09-2890/07-С1 |
Выплаты работникам, совмещающим работу с обучением, за периоды, когда такие работники находятся в дополнительных отпусках, связанных с обучением, в пределах норм, установленных законодательством |
Постановление ФАС ЗСО от 17.05.2007 N Ф04-3009/2007(34253-А03-32) |
Материальная помощь Единовременные премии |
Постановление ФАС СЗО от 24.04.2007 N А26-5397/2006-210 |
Материальная помощь работникам в связи с тяжелым финансовым положением, юбилейными датами, регистрацией брака, рождением ребенка, призывом на службу в армию, выходом на пенсию |
Постановление ФАС УО от 18.01.2007 N Ф09-12020/06-С1 |
Премиальные выплаты ко дню строителя Годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы) Премии в связи с праздниками (День защитника Отечества и 8 Марта) |
Приведем судебные решения в пользу ФСС РФ, согласно которым страховые взносы от НС и ПЗ на указанные выплаты должны быть начислены.
Постановления судебных органов | Включаются в облагаемую базу |
Постановление ФАС УО от 05.03.2007 N Ф09-1179/07-С1 |
Премии за добросовестный труд Премии в связи с празднованием Дня защитника Отечества и Международного женского дня Материальная помощь в связи с тяжелым материальным положением, днем рождения работника, по случаю рождения ребенка, в связи со вступлением в брак |
Постановление ФАС СЗО от 22.08.2007 N А52-389/2007 |
Единовременные выплаты за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации |
Постановление ФАС СКО от 13.02.2007 N Ф08-54/2007-66А |
Вознаграждение за выполнение обязанностей членов совета директоров по управлению обществом |
Если проанализировать приведенные данные, то самые противоречивые решения судов приняты по вопросам обложения страховыми взносами от НС и ПЗ таких выплат, как премии в связи с празднованием Дня защитника Отечества и Международного женского дня и материальная помощь работникам в связи с тяжелым финансовым положением, юбилейными датами, регистрацией брака, рождением ребенка, призывом на службу в армию, выходом на пенсию и т.д. Часть арбитражных судов признает данные выплаты выплатами стимулирующего характера и при этом принимает во внимание то, что спорные выплаты к указанным в Перечне не относятся, соответственно, действия ФСС РФ по доначислению страховых взносов являются правомерными. Пока суды не пришли к единому мнению по данному вопросу, организациям следует взвесить все за и против, прежде чем принимать решение о начислении или неначислении страховых взносов от НС и ПЗ на "проблемные" выплаты в пользу работников.
Учет "упрощенцами" страховых взносов от НС и ПЗ в расходах
Данный вопрос интересен "упрощенцам" с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Согласно пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик уменьшает доходы на расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества, включая страховые взносы на ОПС, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Таким образом, начисленные взносы от НС и ПЗ учитываются в составе расходов после уплаты в ФСС РФ.
Согласно разъяснениям Минфина налогоплательщик учитывает в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, страховые взносы от НС и ПЗ при условии, что выплаты и вознаграждения, с которых исчисляются указанные взносы, начисляются налогоплательщиком в соответствии с заключенными трудовыми и гражданско-правовыми договорами (Письмо от 10.05.2007 N 03-11-04/2/120).
Как при УСНО учесть взносы от НС и ПЗ в случае выплаты отпускных при условии, что отпуск приходится на несколько отчетных периодов?
В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы, в частности расходы на оплату труда, признаются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
Налогоплательщик, применяющий УСНО, согласно пп. 6 и 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ имеет право при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда (в том числе на оплату отпускных) и расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ.
Поэтому организации, применяющей "упрощенку", расходы на оплату отпускных и расходы на обязательное страхование работников, включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ, следует учитывать в расходах в момент списания денежных средств с расчетного счета или выплаты из кассы (Письмо Минфина РФ от 11.12.2007 N 03-11-04/2/298).
Проверки ФСС страхователей по страховым взносам от НС и ПЗ
Камеральная проверка
С 09.07.2008 вступили в силу Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(8).
Камеральная проверка отчетности проводится в течение двух месяцев со дня ее представления страхователем в отделение ФСС РФ, а камеральная проверка при выделении средств страхователям - в течение 10 дней со дня представления страхователем всех необходимых документов.
По результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лицом, проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней после ее окончания.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) фонда выносит одно из решений:
- о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- об отказе в привлечении к ответственности.
Выездная проверка
С 09.07.2008 вступили в силу Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам*(9).
Критерии отбора страхователей для проверки:
- наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в ФСС РФ;
- значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;
- резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности;
- рекомендации по результатам камеральной проверки;
- нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам ФСС РФ.
В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Непосредственно выездная проверка не может продолжаться более одного месяца, срок может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях - до трех.
Возможно проведение повторной проверки, которая осуществляется независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же основаниям и за тот же период. Период проверки также не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.
Повторная проверка страхователя может проводиться:
- в порядке контроля отделением фонда за деятельностью филиала отделения ФСС, проводившего проверку;
- в случае представления страхователем уточненной расчетной ведомости по средствам ФСС РФ за текущий период, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости;
- в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
По результатам проверки юридического либо физического лица составляется акт проверки или в ходе проверки, или не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении ФСС РФ, другой передается руководителю проверяемой организации либо физическому лицу.
По результатам рассмотрения материалов проверки страхователя руководитель отделения ФСС РФ выносит одно из решений:
- о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- об отказе в привлечении к ответственности.
Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.
Ответственность страхователя
Вопросы ответственности субъектов страхования регулируются ст. 19 Закона N 125-ФЗ. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. При этом в силу п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
Как указано в п. 3 ст. 114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
Привлечение к административной ответственности за нарушения требований Закона N 125-ФЗ осуществляется в соответствии с КоАП РФ.
Нарушение срока регистрации. В связи с тем, что порядок регистрации юридических лиц в качестве страхователей изменен, штрафные санкции за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) ФСС РФ к юридическим лицам не применяются (Постановление ФСС РФ от 04.12.2003 N 134). Поэтому вопросы нарушения установленного срока регистрации актуальны только для "упрощенцев"-предпринимателей.
Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.; более чем на 90 дней - в размере 10 000 руб.
Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 000 руб.
Надо заметить, что в данном случае происходит разграничение правонарушений:
- нарушение срока регистрации в качестве страхователя, предусмотренного ст. 6 Закона N 125-ФЗ;
- осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя.
За совершение каждого правонарушения предусмотрена отдельная санкция. Судьи в данном вопросе поддерживают ФСС РФ (см., например, постановления ФАС МО от 27.09.2006 N КА-А40/8812-06, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 N 09АП-3773/2006-АК).
Занижение облагаемой взносами базы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Нарушение срока представления отчетности. Нарушение установленного срока представления страховщику отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб., а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере 5 000 руб.
Пени. Согласно ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки начисляются пени за каждый календарный день просрочки.
Пени начисляются сверх причитающихся к уплате страховщику сумм страховых взносов и иных платежей и независимо от взыскания со страхователя штрафов, предусмотренных п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ. Пени начисляются со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Начисление пеней не производится, если страхователь подтвердит, что не мог погасить недоимку в силу приостановления операций по его счетам в банке или наложения ареста на его имущество, а также в период действия отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам и иным платежам, предоставленной в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ.
Пени определяются в процентах от недоимки, которой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок. Процентная ставка устанавливается в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на момент образования недоимки. При изменении указанной ставки рефинансирования размер пеней определяется исходя из новой ставки рефинансирования со дня, следующего за днем ее изменения. Пени уплачиваются страхователем одновременно с уплатой страховых взносов, а при недостаточности средств у страхователя - после уплаты страховых взносов в полном объеме.
А.В. Серебрякова,
эксперт журнала "Упрощенная система
налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, 9, август, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 207.
*(2) Действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 207.
*(3) Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
*(4) С 1 сентября 2008 года вступает в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569.
*(5) Действует в редакции Постановления ФСС РФ от 21.08.2007 N 192.
*(6) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(7) Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184.
*(8) Утверждены Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110.
*(9) Утверждены Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"