Какими нормативными правовыми актами должны руководствоваться работодатели и работники при урегулировании взаимоотношений в случае необходимости исполнения работником функций депутата представительного органа муниципального образования, исполняющего свои полномочия на непостоянной основе?
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. В названной статье также регулируются отдельные вопросы статуса указанных лиц, в частности, порядок определения срока их полномочий, минимальный и максимальный срок полномочий, устанавливается, с какого момента полномочия начинаются и прекращаются, предусматривается количество депутатов, которые вправе осуществлять полномочия на постоянной основе. Кроме того, устанавливаются те элементы статуса, регламентирование которых возможно только федеральным законодательством.
Согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъектам Российской Федерации не только не запрещается, но и предписывается осуществление правового регулирования в указанной выше сфере, в соответствии с которым соответствующее регулирование путем принятия уставов надлежит установить органам местного самоуправления.
Комитет обращает внимание на то, что аналогичная правовая позиция содержится в ряде решений Верховного Суда Российской Федерации (Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2013 N 48-АПГ13-10, Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2014 N 74-АПГ13-37 и другие).
Указанный выше вывод согласуется с нормами части 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которой порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Компенсации депутату представительного органа муниципального образования входят в понятие иных вопросов. В связи с этим в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации могут указываться случаи и порядок определения размера компенсаций. В частности, такие случаи, как возмещение упущенного заработка по основному месту работы за время участия в заседании представительного органа муниципального образования депутата, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, а также компенсация расходов в связи с осуществлением им своего мандата (оплата проезда, услуг телефонной связи и т.д.).
Вместе с тем следует отметить, что применение этой нормы на практике бывает сопряжено с определенными трудностями, поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует вопрос о гарантиях и компенсациях, связанных с исполнением государственных и общественных обязанностей (статья 165). Но осуществление полномочий депутата представительного органа не является ни государственной, ни общественной обязанностью. В связи с этим в данном вопросе следует руководствоваться нормами Федерального закона N 131-ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, в которых могут быть предусмотрены соответствующие гарантии депутатам, в том числе работающим на непостоянной основе.
Комитет обращает внимание, что норма части 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ не обязывающая, а дающая право муниципальным образованиям, в случае наличия у них денежных средств, такие компенсации предусматривать.
Так, например, Законом Тамбовской области от 02 июля 2008 года N 399-З (ред. от 13.09.2013) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области" (далее - Закон N 399-З) предусмотрены гарантии трудовых прав депутата (статья 4), дополнительные гарантии депутата (статья 4.1), гарантии депутата, прекратившего исполнение своих полномочий (статья 5), а также возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата (статья 6).
Причем указанным законом разделены гарантии для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе и на непостоянной основе.
Согласно статье 4 Закона N 399-З депутат, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на время осуществления полномочий депутата. На этот период за депутатом сохраняется место работы (должность). Освобождение депутата от выполнения производственных (служебных) обязанностей производится работодателем на основании письменного уведомления представительного органа местного самоуправления. Возмещение организациям расходов, связанных с освобождением депутата от выполнения производственных (служебных) обязанностей на время осуществления полномочий депутата, осуществляется представительным органом местного самоуправления за счет сметы расходов.
В соответствии со статьей 4.1 данного регионального закона депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе, уставом муниципального образования может предоставляться право на: транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с осуществлением своих полномочий, в зависимости от замещаемой муниципальной должности; получение один раз в год выплаты на оздоровление за счет средств местного бюджета в размере, не превышающем двукратной величины ежемесячного денежного вознаграждения.
При этом возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата одинаково для всех депутатов. Независимо от того, на постоянной или на непостоянной основе осуществляют они свои полномочия, им возмещаются расходы, связанные с осуществлением их полномочий. Размер и порядок возмещения расходов устанавливаются муниципальным правовым актом.
Учитывая указанные выше нормы Федерального закона N 131-ФЗ, Комитет еще раз обращает внимание на то, что субъект Российской Федерации своим законом может позволить, а не обязать муниципальные образования данные гарантии устанавливать.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.