Качество медицинской помощи: пора меняться
М.А. Мурашко,
д.м.н., руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере здравоохранения
Журнал "Вестник Росздравнадзора", N 1, январь-февраль 2017 г., с. 10-21.
В Российской Федерации требования безопасности, эффективности, своевременности, рациональности и доступности медицинской помощи для каждого пациента закреплены законодательно и стали неотъемлемой частью государственной политики в сфере здравоохранения. Достижению основных целей государственной политики способствует реализация приоритетных проектов в сфере здравоохранения, а также смена парадигмы управления, в основе которой должны находиться управление рисками, стандартизация и информатизация всей системы здравоохранения. Особое внимание в статье уделено вопросам разработки и внедрения национальных стандартов качества и безопасности медицинской деятельности, а также внедрению системы менеджмента качества в медицинских организациях.
Введение
Вопросы качества оказания медицинской помощи в Российской Федерации в настоящее время актуальны как никогда, так как в условиях нынешней экономической ситуации они являются не только резервом для оптимизации финансовой системы страны, но и триггером*(1) ее дальнейшего развития. Экспертами ВОЗ уже давно установлено, что улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения ведут к ускорению экономического развития государства, росту его валового национального продукта, чего невозможно достичь без эффективной системы оказания качественной медицинской помощи*(2).
Во всем мире важная роль отводится повышению уровня ответственности организаций, оказывающих медицинскую помощь, при одновременном снижении бремени административной нагрузки со стороны государства, что позволяет сконцентрироваться на вопросах качества предоставляемых медицинских услуг.
В Российской Федерации на сегодняшний день нацеленность преобразований для обеспечения качества медицинской помощи подразумевает под собой безопасность, эффективность, своевременность, рациональность и доступность медицинской помощи для каждого пациента. Эти требования закреплены Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и стали неотъемлемой частью государственной политики в сфере здравоохранения.
Как отмечено в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", "Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан".
Основными целями такой политики являются:
- увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;
- повышение доступности и качества медицинской помощи;
- совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности медицинской продукции;
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с этими целями разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации следующие приоритетные проекты в сфере здравоохранения (протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 N 9):
1) "Технологии и комфорт - матерям и детям". Задача проекта - совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов предусматривает в том числе развитие сети перинатальных центров в Российской Федерации.
2) "Электронное здравоохранение". Проект предусматривает совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий.
3) "Развитие санитарной авиации". Проект нацелен на обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации.
4) "Лекарства. Качество и безопасность". Проект предполагает внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов.
В основе реализации государственной политики в сфере здравоохранения лежит тезис о том, что развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения РФ является важнейшим направлением национальной безопасности, а увеличение продолжительности жизни и снижение уровня инвалидности являются ключевым фактором здоровья нации.
Безусловно, самым главным показателем благополучия здоровья населения является ожидаемая продолжительность жизни и ее рост, снижение младенческой смертности, динамика общей смертности населения. Меры контроля за качеством оказания медицинской помощи вкупе с другими мероприятиями позволили сохранить показатель общей смертности по итогам 2015 г. на уровне 2014 г., что составляет 13,1, а показатель младенческой смертности снизить на 12,2% (с 7,4 по итогам 2014 г. до 6,5 по итогам 2015 г.).
Уровень младенческой смертности дает нам возможность говорить о том, что система здравоохранения, когда еще не так силен социальный фактор, позволяет заложить в ребенке те основы, с которыми он может пройти максимально длинный жизненный путь. В последующем минимизация социального фактора и социально ответственное поведение самого человека во многом являются определяющими для его здоровья. В этом смысле пропагандистская роль медицинских работников крайне велика. Что касается непосредственно организации медицинской помощи, то это наша профессиональная задача (рис. 1-4).
Информационная доступность, повышение правовой грамотности населения, развитие возможности обратиться в различные органы власти любым удобным для гражданина способом, начиная от личного визита и заканчивая письменным обращением, приводят к тому, что люди осознают свое право обжаловать действия как медицинских работников первичного звена, так и руководителей органов управления здравоохранением различного уровня. В структуре обращений граждан на первом месте находятся жалобы на качество и безопасность медицинской деятельности. Количество жалоб граждан в центральный аппарат Росздравнадзора на качество медицинской помощи в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилось на 30% (10 122 обращения в 2014 г. и 13 193 в 2015 г.), при этом доля обоснованных жалоб выросла на 88,8% (рис. 5).
Тематика обращений граждан |