Организация (РСО) планирует осуществлять дополнительный вид деятельности - управление МКД. Как правильно подобрать должности сотрудников, которые будут заняты в этом виде деятельности? Иначе говоря, какие должности следует включить в штатное расписание управляющей компании? Каким тарифно-квалификационным справочником нужно воспользоваться?
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 11-14.
1 апреля 2017 г.
Организация может выбрать необходимые должности в квалификационных справочниках и профстандартах, а также при необходимости ввести в штат должности, не описанные в данных документах.
Обоснование. При подборе должностей в первую очередь нужно отталкиваться от существа и специфики деятельности по оказанию услуги управления МКД. Она подробно описана в Правилах осуществления деятельности по управлению МКД*(1) и ГОСТ Р 56038-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования"*(2).
Коротко обозначим основные моменты. Услуга управления МКД предполагает выполнение комплекса работ (действий):
работа с технической документацией на МКД (прием, передача, хранение, ведение);
сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в МКД;
организация и проведение общих собраний собственников; начисление сумм и контроль за расчетами;
ведение претензионной и исковой работы;
заключение договоров с РСО (в целях обеспечения жителей МКД коммунальными услугами);
непосредственно содержание МКД (организация выполнения и оказания необходимых работ и услуг), которому сопутствуют такие функции управляющего, как:
определение технического состояния общего имущества МКД;
подготовка планов, перечней работ (услуг) по содержанию дома;
подготовка предложений по вопросам проведения текущего и (или) капитального ремонта общего имущества, его реконструкции и (или) перепланировки;
организация сбора и вывоза ТБО;
организация диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания;
обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания и выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту МКД.
Все перечисленные функции (причем как в части управления, так и в части содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг) УК может выполнять собственными силами или с привлечением сторонних специализированных организаций. В последнем случае УК потребуется только персонал (менеджеры), осуществляющий контроль за действиями третьих лиц, которым переданы соответствующие функции. Если все или часть работ и действий УК планирует выполнять самостоятельно, то к административному персоналу нужно добавить рабочие профессии.
Следуя данной логике, ориентированной на будущую оргструктуру УК, предлагаем сначала обратить внимание на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37. Затем при необходимости нужно обратиться к выбору должностей рабочих профессий согласно единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих.
Безусловно, в УК должны присутствовать должности директора (генерального директора), главного бухгалтера (возможно, с совмещением функций финансового директора) предприятия. Если компания уже существует и управление МКД является для нее дополнительным видом деятельности, как это указано в вопросе, следует напомнить, что управление МКД (точнее, сама услуга управления) признается лицензируемым видом деятельности. Для получения лицензии должностное лицо организации должно иметь квалификационный аттестат. По мнению Минстроя, получить аттестат следует руководителю компании (п. 2 Письма от 24.02.2015 N 4745-АЧ/04). Практики советуют оформлять еще один аттестат на лиц, замещающих руководителя во время его отсутствия (болезнь, отпуск, командировка и т.д.). Полагаем, что таким лицом в данном случае может быть главный инженер. Также в штат УК уместно ввести руководящие должности: главного энергетика, заведующего складом и мастера участка (в случае выполнения отдельных работ по содержанию собственными силами), должности специалистов: диспетчера, кассира, специалиста по защите информации и т.д. Кроме того, целесообразно обратиться к некоторым профессиональным стандартам сферы ЖКХ и разработать на их основе функции таких должностей, как:
специалист по управлению МКД *(3);
специалист по абонентному обслуживанию потребителей *(4);
специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД *(5);
специалист в области обращения с отходами *(6).
Вместе с тем в силу содержания ст. 57 ТК РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах, если сотрудникам, занимающим эти должности, полагаются льготы и компенсации в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Во всех остальных случаях допустимы расхождения в наименованиях должностей и их описании на локальном уровне с названиями должностей и их описанием согласно справочникам и профстандартам.
Таким образом, УК вправе самостоятельно, руководствуясь перечисленными выше документами и положениями ТК РФ, разработать трудовые функции и наименования должностей для тех сотрудников, которые будут задействованы в деятельности по управлению МКД.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
*(2) Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 546-ст.
*(3) Приказ Минтруда РФ от 11.04.2014 N 236н.
*(4) Приказ Минтруда РФ от 11.04.2014 N 243н.
*(5) Приказ Минтруда РФ от 11.04.2014 N 238н.
*(6) Приказ Минтруда РФ от 07.04.2014 N 203н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"