Новые строки в платежке и разнесение сумм оплаты потребителей
Д.В. Дурново,
главный редактор ИД "Аюдар Инфо"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 63-74.
С 01.01.2017 вид платежного документа для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги изменился, в него включены новые строки. Как это повлияет на разнесение сумм квартплаты? Как исполнитель формирует задолженность по лицевому счету, чтобы обоснованно ограничить предоставление коммунальных услуг?
Общее правило о распределении неполной оплаты
В соответствии с абз. 3 п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг, который остается неизменным уже долгое время, в случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, отраженной в платежке. Обратим внимание, что Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 в приведенной норме были удалены слова "и ремонту" из первого выделенного словосочетания. Во втором случае (также выделен выше), как видим, слова "и ремонт" остались, однако в актуальной редакции ЖК РФ речь идет о плате за содержание жилого помещения.
Итак, правило простое: делить неполную оплату нужно между видами коммунальных услуг и платой за содержание жилого помещения. Важно, что соответствующие суммы должны быть указаны в платежном документе. Именно пропорционально суммам, отраженным по отдельным строкам, и идет распределение.
Виды коммунальных услуг
Какие виды коммунальных услуг указывают в платежном документе и каков размер каждой платы? Обратимся к формулировкам п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг, где приведена информация, которая должна быть отражена в квитанции.
Сведения, указываемые в платежном документе | Норма п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг | Комментарий |
Наименование каждого вида оплачиваемых коммунальных услуг | Виды коммунальных услуг названы в п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами | |
Размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг | Хотя в платежном документе отдельно указывают объем коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальной услуги (например, по горячему водоснабжению при приготовлении горячей воды оборудованием в составе общего имущества), а также показатели для расчета платы в случае установления двухставочного тарифа, размер платы - это всегда итоговая сумма (п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг) | |
Размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, над размером платы за такую коммунальную услугу, исчисленной без учета повышающего коэффициента | Обратим внимание, что плата за коммунальную услугу рассчитывается согласно формулам из приложения 2 с применением повышающих коэффициентов. То есть итоговая сумма платы за конкретную услугу является общей. Именно поэтому для указания отдельно суммы превышения в связи с применением коэффициента в проекте новой примерной формы платежки выбрана дополнительная графа, но не строка | |
Размер платы за каждый вид коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на ОДН | Согласно п. 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг при непосредственном управлении МКД либо в случае, если способ управления не выбран и (или) не реализован, потребитель отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, электроснабжению и водоотведению, предоставленные на ОДН |
Таким образом, в случае управления домом УК, ТСЖ плата должна распределяться по видам коммунальных услуг, предоставленных в помещении (плата за конкретную услугу - единая величина, не подразделяемая для рассматриваемой цели на элементы).
Плата за содержание жилого помещения
Поскольку п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг посвящен расчету задолженности за отдельные виды коммунальных услуг для целей обоснованного ограничения, приостановления их предоставления, в нем сказано о делении поступления на виды коммунальных услуг и плату за содержание жилого помещения. Плата за содержание жилого помещения в данном случае должна быть представлена общей суммой. Однако в связи с тем, что на практике в большинстве случаев в квитанции указывают массу дополнительных строк, возникают вопросы относительно распределения суммы неполной оплаты.
Какова структура платы за содержание жилого помещения? Ответ приведен в п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ. Она состоит:
из платы за услуги, работы по управлению МКД;
из платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме;
из платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Начиная с 2017 года в п. 29 Правил содержания общего имущества есть особое указание отражать в платежном документе отдельными строками по каждому виду ресурсов плату за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД. Иначе говоря, внутри платы за содержание жилого помещения должны быть выделены:
плата за холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества;
плата за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества;
плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества;
плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Точно так же при формировании платежных документов внутри платы за содержание жилого помещения может быть выделена плата за услуги и работы по управлению МКД.
Дополнительные услуги или элементы содержания жилого помещения?
Известно, что на практике в платежном документе отдельными строками (отдельно от статьи "Содержание общего имущества") указывают такие наименования, как, например:
антенна;
домофон;
вывоз ТБО;
видеонаблюдение;
охрана.
Нередко потребители вносят плату за вычетом суммы, указанной в подобной отдельной строке, а исполнитель распределяет недоплату по всем статьям из платежного документа. Насколько это правомерно?
Представляется, что разделение в платежном документе платы за содержание жилого помещения на отдельные элементы (например, содержание общего имущества, текущий ремонт общего имущества, обслуживание лифта, вывоз ТБО) не должно изменять общий результат распределения суммы неполной оплаты по отдельным статьям квитанции. Между тем выделение того или иного платежа в платежном документе нередко может указывать на незаконность выставления сумм к уплате и невозможность разнесения поступлений денег на данные виды платежей наравне с платой за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.
К примеру, домофон может входить в состав общего имущества, тогда его техническое обслуживание включается в договор управления, оплата производится за счет платы за содержание жилого помещения. Если домофон не является элементом общего имущества, его обслуживание может осуществляться на основании отдельного договора с УК или напрямую с подрядной организацией (см. Письмо Минстроя РФ от 11.04.2016 N 10686-АТ/04). То же самое с платой за обслуживание системы коллективного приема телевидения как общего имущества в противовес плате за услуги связи для целей телевизионного вещания (Письмо Минстроя РФ от 13.07.2016 N 21928-АЧ/04).
В отсутствие специальных правовых оснований такие услуги, как охрана, содержание дежурных по подъезду, ремонт системы видеонаблюдения, не входят в перечень работ и услуг, являющихся предметом договора управления, и не должны оплачиваться за счет платы за содержание жилого помещения. В такой ситуации взнос собственника в квитанции, выставляемый ТСЖ для компенсации расходов на оказание названных услуг, не должен оттягивать на себя денежные средства, вносимые собственником помещения в оплату коммунальных услуг и содержания жилого помещения (Постановление ВС РФ от 30.11.2016 N 305-АД16-12902). В то же время, к примеру, в Постановлении АС ПО от 30.03.2016 N Ф06-7107/2016 УК, распределявшей оплату в том числе на включенную в платежный документ статью "Охрана двора", удалось доказать законность выставления данной услуги и ее принадлежность к содержанию общего имущества.
Вознаграждение членам совета МКД
Существует также мнение, что дополнительные платные услуги, не связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, должны быть основаны на отдельном договоре между собственником и исполнителем и оплачиваться по отдельному документу. Такое мнение было высказано в Постановлении АС ДВО от 21.12.2016 N Ф03-5727/2016, в котором суд признал законным предписание органа ГЖН, вынесенное УК, с требованием прекратить выставлять в платежном документе отдельной строкой оплату председателю совета МКД (в размере 50 руб. с квартиры) и провести перерасчет за прошедшие периоды, несмотря на наличие решения общего собрания собственников помещений. Выходит, неполную сумму платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги нельзя распределять и на статью "Вознаграждение председателю совета МКД".
Взнос на капитальный ремонт
Взнос на капитальный ремонт является элементом платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не входит в состав платы за содержание жилого помещения (см. ч. 2 ст. 154 ЖК РФ). Поэтому п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг не распространяется на взнос на капитальный ремонт. Такой вывод сделан, в частности, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 15.11.2016 по делу N 33-19953/2016, которым признаны незаконными действия энергосбытовой организации по распределению платежа потребителя в оплату электроэнергии и капитального ремонта пропорционально начислению. Дело в том, что такая организация по договору с региональным оператором включила в квитанции об оплате электроэнергии суммы взносов на капитальный ремонт и, получая платежи потребителей, перечисляла их региональному оператору. Потребитель оплачивал лишь коммунальную услугу. Энергосбытовая компания неправомерно руководствовалась п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг.
Резюме
Итак, неполная оплата за текущий месяц должна распределяться на плату за коммунальные услуги и плату за содержание жилого помещения. Вторая составляющая - комплексная, внутри нее могут быть выделены отдельные статьи (в обязательном порядке - коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, в факультативном - отдельные платежи). Если отдельные платежи по своей сущности (в том числе при условии надлежащего оформления) входят в состав платы за содержание жилого помещения, задолженность распределяется и на них. Если же есть основания считать, что дополнительные платежи включены в квитанцию за ЖКУ незаконно, они не должны учитываться при определении задолженности за коммунальные услуги.
Указание потребителем назначения платежа
Пункт 118 Правил предоставления коммунальных услуг, по сути, дублирует положение п. 3 ст. 319.1 ГК РФ: если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований. Однако гражданское законодательство отдает приоритет воле плательщика: в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения (п. 1 ст. 319.1 ГК РФ). С этим принципом согласны и судьи: плательщик, обязанный внести несколько платежей, вправе сам, если иное не предусмотрено законом, определять назначение своего платежа и обязательство, которое он погашает этим платежом (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2016 по делу N 33-13636/2016). Кстати, с учетом того факта, что плата за коммунальную услугу, начисленная в связи с применением повышающего коэффициента, не рассматривается как отдельная услуга (отдельное начисление, самостоятельная статья в платежном документе), потребитель не может сформулировать назначение платежа "кроме повышающего коэффициента".
Каким образом должник (собственник помещения) может указать назначение платежа? Традиционный способ - заполнение соответствующего поля в платежном документе, а также передача заявления с назначением платежа исполнителю непосредственно при внесении денежных средств в кассу. Однако данный вариант чаще всего недоступен физическим лицам, которые оплачивают ЖКУ через платежных агентов, банковские терминалы, если подобное распределение не предусмотрено программным обеспечением. Представляется, что таким указанием может быть письменное заявление потребителя в адрес исполнителя даже при оплате безналичными средствами.
Обратим внимание: в п. 1 ст. 319.1 ГК РФ сказано, что указание должно последовать без промедления после исполнения обязательства. Данное понятие оценочное, в конечном итоге его будет рассматривать суд в случае возникновения разногласий с потребителями.
Судебной практики по применению ст. 319.1 ГК РФ совсем немного, поскольку эта норма вступила в силу 01.06.2015. Одновременно накопилась практика по ст. 522 ГК РФ, содержащей аналогичные положения применительно к правоотношениям по договору поставки. На тенденции, сформировавшиеся в ней, вполне можно ориентироваться и при приеме платежей за ЖКУ. Так, считается допустимым не только указание назначения платежа без промедления после исполнения обязательства, но и его изменение в разумный срок. К примеру, в Постановлении АС ЗСО от 29.04.2015 N Ф04-18747/2015 разумным сроком суд посчитал внесение изменений письмом от 24 июля, адресованным банку плательщика, в назначение платежа в платежном поручении от 11 июня. В свою очередь, в Постановлении АС ПО от 24.03.2015 по делу N А72-3941/2014 отмечено: действующее законодательство допускает изменение назначения, но следует учитывать, что оно сделано в разумный срок после осуществления платежа и не является злоупотреблением правом. Изменение назначения платежа спустя два года и уже после обращения кредитора в суд, безусловно, имеет признаки злоупотребления правом, поэтому не может быть принято (см. также Постановление АС СЗО от 15.07.2016 N Ф07-5410/2016). Таким образом, потребитель не должен направлять заявление исполнителю точно в день совершения платежа. Он может это сделать позже, главное, не злоупотреблять правом.
Оплата текущего периода или задолженности за прошедшие месяцы?
Долг в платежном документе
Согласно п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указывают:
оплачиваемый месяц (пп. "в");
размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг (пп. "г");
сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды (пп. "з").
То есть размер долга должен быть представлен в квитанции в качестве справочной информации отдельно от платы за коммунальные услуги за оплачиваемый месяц. Никаких изменений в данной части в нормативном акте с начала 2017 года не произошло.
Включение задолженности в итоговую сумму к уплате незаконно. К такому выводу пришли арбитры АС ВВО в Постановлении от 29.09.2016 по делу N А28-2324/2016: довод заявителя жалобы о том, что потребитель вправе оплатить платежный документ по своему выбору как в сумме за расчетный период, так и в итоговой сумме (с учетом долга), обоснованно отклонен судами, поскольку в платежном документе имеется указание на недопустимость его исправления.
Разнесение сумм оплаты
Что касается разнесения сумм оплаты в счет погашения платы за истекший месяц или прошедшие периоды, следует опять-таки руководствоваться ст. 391.1 ГК РФ (какие-либо предписания на этот счет в Правилах предоставления коммунальных услуг отсутствуют):
- приоритет отдается названному должником расчетному периоду;
- в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон.
Таким образом, даже если в договоре управления указано, что все поступающие от потребителей суммы в оплату ЖКУ направляются в первую очередь на погашение задолженности за прошедшие месяцы и лишь затем на оплату расчетного периода, за который выставлен платежный документ, потребитель вправе изменить этот порядок своим указанием, направленным исполнителю непосредственно при оплате либо без промедления после нее.
Важное дополнение: по смыслу п. 3 ст. 199 ГК РФ в случае, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, и среди них имеются требования кредитора, по которым истек срок исковой давности, исполненное засчитывается в пользу требований, по которым срок исковой давности не истек (п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54). Иначе говоря, в отсутствие специального указания потребителя исполнитель не вправе засчитывать поступившие денежные средства в счет задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Оплата по квитанции за месяц - всегда оплата текущего начисления
Заметим, что на практике потребитель может обосновать позицию, согласно которой платежи, внесенные своевременно по текущему платежному документу, должны быть зачтены в счет платы, начисленной в этой квитанции, а не в счет задолженности за прошлые периоды.
Судебная коллегия, учитывая, что ответчиком на основании платежных документов истца за каждый месяц спорного периода вносилась денежная сумма в счет погашения начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги, приходит к выводу, что внесенные ответчиком денежные суммы на основании платежных документов должны быть зачтены в счет погашения текущей задолженности, данные платежи не могут быть зачтены в счет ранее образовавшейся задолженности, которая была взыскана с ответчика на основании решения суда (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.10.2016 по делу N 33-18460/2016). Судебный акт с похожими выводами - Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24.11.2016 по делу N 33-21748/2016 (обязательство по оплате коммунальных услуг должно исполняться в виде периодических платежей, когда начисление платежей и выставление счета за услуги предусмотрено ежемесячно в срок до 1-го числа месяца, следующего за истекшим. Иной порядок оплаты услуг с установлением очередности погашения задолженности собственника жилого помещения законом не предусмотрен).
По мнению арбитров АС МО, указания в платежном документе на оплачиваемый месяц достаточно для того, чтобы текущие платежи относились в счет платы именно за данный период: зачисление платежей населения за иной период возможно только в том случае, если в платежном документе гражданина отсутствует указание, за какой период оплачена коммунальная услуга (Постановление от 11.08.2016 по делу N А41-99462/2015).
А вот к суммам, внесенным потребителем и превышающим плату за текущий месяц, полностью применим принцип, сформулированный в п. 3 ст. 319.1 ГК РФ (в первую очередь погашается обязательство с наиболее ранним сроком исполнения).
Пени
Согласно поправкам, внесенным в абз. 2 п. 70 Правил предоставления коммунальных услуг и вступившим в силу 01.01.2017, размер определенных законом или договором неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги (ранее он отражался в отдельном документе, направляемом потребителю). Заметим, что и раньше многие управляющие и РСО выставляли пени к уплате в общей квитанции. И это не расценивалось как ущемление прав потребителей, поскольку размер пеней рассматривался как справочная информация (апелляционные определения Свердловского областного суда от 26.07.2016 по делу N 33-13173/2016, Санкт-Петербургского городского суда от 18.11.2015 N 33-18235/2015).
Означает ли включение пеней в платежный документ, что исполнитель вправе распределять сумму неполной оплаты пропорционально начислениям в том числе на пени? Нет оснований утвердительно отвечать на данный вопрос. В главе 22 "Исполнение обязательств" ГК РФ есть ст. 319 "Очередность погашения требований по денежному обязательству", в силу которой при отсутствии иного соглашения сумма платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты (точнее, плату за пользование денежными средствами, предусмотренную ст. 317.1, 809, 823 ГК РФ), а в оставшейся части - основную сумму долга. Проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности, например, проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, к указанным в ст. 319 ГК РФ процентам не относятся и погашаются после суммы основного долга (п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54). Соглашением сторон может быть изменен порядок погашения только тех требований, которые названы в ст. 319 ГК РФ (см. также п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141).
Таким образом, сумма основного долга (в том числе просроченного) погашается прежде пеней. Условие договора о том, что внесенная сумма в размере менее предъявленной к уплате засчитывается в счет пеней, и только затем - в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не соответствует закону и может быть признано ущемляющим права потребителей.
Итак, наиболее подходящее место для суммы пеней - в разд. 2 примерной формы платежного документа, где в качестве справочной информации предусмотрено указание задолженности за прошедшие периоды.
Штрихкоды в квитанциях с 01.07.2017
С 01.07.2017 в п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг вводится новый пп. "к(1)", согласно которому в платежном документе указываются штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 "Национальный стандарт РФ. Стандарты финансовых операций. Двумерные символы штрихового кода для осуществления платежей физических лиц"*(1). Такие штрихкоды в платежном документе не указываются при принятии собственниками помещений в МКД, управляемом ТСЖ, ЖК, иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014.
Итак, в платежных документах за июль 2017 года для потребителей в домах, которыми управляет УК, должны быть размещены штрихкоды. По идее Минстроя, таким образом упрощается порядок обработки платежек, сокращается время проведения платежей за ЖКУ. Собственники помещений в остальных домах (кстати, про дома, где способ управления не выбран и (или) не реализован, в поправках умолчали) могут отказаться от данного новшества, приняв соответствующее решение на общем собрании простым большинством голосов.
Очевидно, что нанесение штрихкодов на квитанции сопряжено с ростом расходов УК. Каковы последствия для организации, которая не выполнит указанное требование? Специальной нормы, устанавливающей ответственность, в законодательстве в настоящее время нет. Обычно исполнителей, не указывающих в платежках те или иные данные, штрафуют по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы. Однако штрихкод не содержит в себе подобных сведений.
* * *
Указание в платежном документе отдельными суммами повышающих коэффициентов в составе платы за коммунальные услуги, а также отдельными строками платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, никак не изменило порядок распределения суммы неполной оплаты по счету. Точно так же пени, которые теперь на законном основании можно вписывать в квитанцию, не могут быть погашены прежде суммы основного долга (платы за жилое помещение и коммунальные услуги). Принципы о том, что в общем случае своевременная оплата по квитанции относится в счет текущего начисления, а также о том, что прежде всего погашается ранее возникшая задолженность (кроме той, по которой истек срок исковой давности), тоже остались неизменными. При этом главное положение звучит так: потребитель вправе сообщить исполнителю назначение платежа (указать вид услуги, период платежа), последний должен руководствоваться именно этим указанием.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 552-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"