Целесообразно ли введение сроков регистрации объектов капитального строительства и мер административной ответственности за их нарушение?
Действительно, предлагаемые новеллы могут способствовать наполнению местных бюджетов за счет увеличения налоговой базы.
С другой стороны, следует отметить, что процедура оформления прав собственности на объект недвижимости достаточно сложна, влечет значительные временные затраты и зависит не только от воли и усилий собственников жилья, но и от деятельности соответствующих органов государственной и муниципальной власти.
Иными словами, полагаем, что сроки оформления прав собственности на объект недвижимости (что представляется одной из ключевых проблем в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) с одновременным введением мер ответственности за невыполнение сроков в сфере жилищного строительства, не согласуются с принципами справедливости и объективности возложения такой ответственности на собственников жилья.
В этой связи необходимо обратить внимание, что налоговый механизм мотивации собственников жилья на регистрацию объектов недвижимости заложен в процедуре, предусмотренной с начала 2015 года Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.
Согласно положениям Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ, если граждане в силу тех или иных причин не получали от налогового органа уведомления на уплату налога, то об этом нужно сообщить, представив в инспекцию сведения об облагаемом имуществе (это не касается льготируемого имущества).
На обнаружение "потерянных" для налогообложения объектов отведен период с 2015 до 2017 года.
С 1 января 2017 года в случае получения сведений об объектах налогообложения не от собственников, исчисление налогов в отношении таких объектов будет производиться за три предыдущих года, а также будет взиматься штраф за непредставление соответствующих сведений в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Данная мера ответственности призвана мотивировать максимальное количество граждан, владеющих имуществом и не уплачивающих налоги, самостоятельно заявлять в налоговые органы об их имуществе в переходный период.
Следует также отметить, что в качестве одной их эффективных форм выявления объектов недвижимости для государственной регистрации можно рассматривать пример достаточно высокой активности органов местного самоуправления по осуществлению инвентаризации земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципальных образований через механизм муниципального земельного контроля, что позволяет привлечь к налогообложению большее количество объектов.
При этом, следует учесть, что в настоящее время взаимодействие муниципальных образований с органами государственной власти (Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии) и совместный обмен информацией находится на низком уровне. В этой связи, особую важность приобретает необходимость более четкой проработки налогового законодательства с учетом высокой концентрации полномочий по администрированию имущественных налогов.
Отдельно следует отметить, что все вышеуказанное справедливо и в отношении вопроса о повышающих коэффициентах при расчете платы за аренду земельных участков для жилищного строительства.
В этой связи, представляется целесообразным упрощение механизма регистрации права на объект недвижимости, а также необходимость представления более четкого экономического обоснования повышающих коэффициентов земельного администрирования, особенно в части земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В целом, полагаем, что усиление налогового бремени в существующих в настоящий момент экономических условиях может напрямую отразиться на инфляционном росте в строительной сфере и выступить причиной повышения цен на рынке недвижимости, поскольку предприниматели будут стремиться возместить возросшие издержки за счет покупателей, что с учетом ситуации в банковской сфере, окажет прямое воздействие на социальную обстановку в стране.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.