В соответствии со статьями 25, 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями определяют объекты, на которых отбывается наказание в виде обязательных работ, и места, в которых они отбываются. В настоящее время участились случаи, когда органы прокуратуры обращаются в суд с исковыми заявлениями, в которых просят признать незаконным бездействие администраций сельских поселений и обязать их принять меры по трудоустройству граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ. Является ли обязанностью органов местного самоуправления трудоустройство граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ?
В соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями определяют вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются.
Содержание наказания в виде обязательных работ, определенное в части 1 статьи 49 УК РФ, заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
Аналогичная норма содержится в статье 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
По смыслу названных статей органы местного самоуправления определяют организации, где будут работать осужденные к обязательным работам. Виды и места обязательных работ должны закрепляться актом местной администрации. Это может быть осуществлено на основе соглашений органов местного самоуправления с организациями, где предполагается использовать труд осужденных к обязательным работам.
Обращаем Ваше внимание на то, что в предыдущей редакции статьи 25 УИК РФ было действительно предусмотрено, что осужденные могут работать только на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления. В новой редакции такого ограничения не предусмотрено, что позволяет данной категории осужденных отбывать наказание также в иных субъектах хозяйственной деятельности (учреждениях, организациях и др.).
При этом законодательными актами не предусмотрена обязанность юридических лиц и работодателей трудоустраивать лиц, осужденных к исправительным работам. Следовательно, по нашему мнению, при определении перечня мест, в которых могут отбываться осужденными исправительные работы, органы местного самоуправления должны получить согласие руководителей организаций на трудоустройство осужденных к исправительным работам и сведения о наличии соответствующих рабочих мест (вакансий) на обозримый период времени. В отношении муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий органы местного самоуправления вправе предусмотреть соответствующие обязательства в уставах и учредительных документах указанных организаций, а также вправе как учредители и органы, осуществляющие права собственника от имени муниципального образования, принимать решения, обязывающие указанные организации трудоустраивать осужденных к исправительным работам. Также органы местного самоуправления вправе включить в указанный перечень рабочие места в своих подразделениях.
Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, подлежат согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Такое требование закона обусловлено тем, что на последнюю возложена обязанность исполнения наказания.
Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель в части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного. Это понятие применялось в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР (далее - ИТК) 1970 года при регламентации исправительных работ, отбываемых в иных местах. Статья 91 ИТК установила, что данный вид исправительных работ отбывается "в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства". Применение указанной статьи ИТК выявило серьезны трудности по трудоустройству осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства. Кое-где на практике в целях трудоустройства осужденных стали расширительно понимать понятие места жительства. (Как известно, в условиях местного железнодорожного сообщения за несколько часов можно приехать даже в соседнюю область.).
Следует подчеркнуть, что в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" отмечается: исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, при этом суд должен выяснять трудоспособность подсудимого, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания.
Таким образом, применение наказания в виде исправительных работ должно решаться индивидуально в каждом конкретном случае с обязательным учетом возможности его исполнения.
В соответствии с пунктом 70 "Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества", утвержденной приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 года N 142, при определении осужденному места отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция должна учитывать преступление, за которое он осужден, его место жительства, состояние здоровья, профессию, в отношении несовершеннолетнего - возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства.
Представляется, что в перечне мест, в которых могут отбываться осужденными исправительные работы, представляемом органами местного самоуправления для согласования в уголовно-исполнительную инспекцию, для каждой организации должны быть указаны вакансии, характер работ и требования к профессиональной подготовке для трудоустройства на конкретном рабочем месте, что позволит точно определять обоснованность или необоснованность отказа в трудоустройстве граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ.
Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) определены перечни вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов соответственно. В данные перечни не входит трудоустройство граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ. В связи с этим еще раз хотелось бы отметить, что указанные выше статьи УК РФ и УИК РФ не закрепляют за органами местного самоуправления этого полномочия. В их функции входит только определение вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, а уже непосредственное исполнение самого наказания закреплено за уголовно-исполнительными инспекциями.
С нашей точки зрения, органы местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности только в случае непредоставления ими перечня мест, в которых могут отбываться осужденными исправительные работы, для согласования в уголовно-исполнительную инспекцию, поскольку иных обязанностей в отношении органов местного самоуправления по исполнению наказаний осужденных к исправительным работам законодательными актами не установлено.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.