Как для целей налогообложения прибыли учитывается спонсорская помощь?
И. Русаков,
"ЭЖ"
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 3, март 2017 г., с. 29-31.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под спонсором понимается лицо, предоставившее средства для организации и проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания, трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорской считается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона о рекламе). Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Проанализировав эти положения законодательства, Минфин России в письме от 09.01.2017 N 03-03-06/3/80029 указал следующее. Спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства по предоставлению услуг рекламного характера. То есть для компании, получившей спонсорский взнос, он является платой за оказание рекламных услуг. Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен ст. 251 НК РФ. Доход в виде спонсорского взноса в указанном перечне не поименован.
Таким образом, денежные средства, полученные компанией по договору о спонсорстве, являются ее доходом от реализации рекламных услуг (ст. 249 НК РФ). Специалисты финансового ведомства также отметили, что компания может учесть расходы, понесенные ею в связи с оказанием этих услуг. Но только при условии, что они удовлетворяют критериям, установленным в ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность и направленность на получение дохода).
Суды подтверждают, что спонсорский взнос - это плата за оказание рекламных услуг. Так, АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 12.10.2015 N Ф08-7174/2015 указал, что если спонсор должен профинансировать определенное мероприятие, то другая сторона договора в свою очередь должна распространить информацию о спонсоре, его товарах и услугах. Соответственно, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - рекламодателем и рекламораспространителем. Рекламой спонсора является распространение такой информации о нем, которая позволяет его индивидуализировать. В рассматриваемом случае средством индивидуализации выступало использование логотипа спонсора на игровой форме спортивной команды.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Московского округа от 16.11.2012 N А40-103096/11-64-592.
1 марта 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru