Граждане РФ ранее постоянно проживали на территориях государств, входивших в СССР (в частности Туркменистана и Грузии), и работали там по трудовым договорам, заключенным с местными работодателями. Включаются ли периоды работы в странах бывшего СССР в страховой стаж для пособия по временной нетрудоспособности (как в период существования СССР, так и после приобретения бывшими союзными республиками статуса независимых государств)? Засчитываются ли периоды работы в Туркмении и Грузии в страховой стаж для пособия по временной нетрудоспособности?
Исчисление страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности производится в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - Правила), утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91.
Согласно п. 2 Правил в страховой стаж включаются, в частности, периоды работы по трудовому договору, периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом периоды работы на территории бывших республик Советского Союза до 01.01.1991 включаются в страховой стаж на основании пп. "в" п. 2, пп. "а" п. 3 Правил, поскольку в это время действовала единая система государственного социального страхования СССР (Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6).
Как следует из п.п. 2, 3 Правил, с 01.01.1991 периоды работы по трудовым договорам на территории стран бывшего СССР включаются в страховой стаж только в тех случаях, когда работодатель обязан был уплачивать страховые взносы или налоги, предназначенные для обеспечения страховых выплат. Однако п. 6 Правил предусмотрено, что международным договором Российской Федерации могут быть установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа. В таком случае применяются правила международного договора.
Согласно п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор о ЕАЭС) социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Пунктом 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) включает в себя в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Однако под трудящимися государств-членов в Договоре о ЕАЭС понимаются лица, которые являются гражданами государства-члена, законно находящимися и на законном основании осуществляющими трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданами которого они не являются и в котором постоянно не проживают (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). То есть этот Договор не распространяется на граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, которые ранее проживали на территории других государств - членов ЕАЭС и осуществляли там трудовую деятельность.
Также заметим, что сторонами указанного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация (смотрите преамбулу к Договору о ЕАЭС). Кроме того, к этому договору присоединились Республика Армения (со 02.01.2015) и Кыргызская Республика (с 12.08.2015) (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Минск, 10 октября 2014 г.), Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва, 23 декабря 2014 г.)). Ни Туркменистан, ни Грузия не входят в состав членов Евразийского экономического союза. Следовательно, на периоды трудовой деятельности в Грузии и Туркменистане правила Договора о ЕАЭС о трудовой миграции не распространяется уже в силу отсутствия у данных государств статуса членов этого Союза.
Отметим, что 15 апреля 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (далее - Соглашение), в соответствии с частью второй ст. 4 которого трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами Соглашения. Представители ФСС России считают, что ст. 4 Соглашения позволяет включать в страховой стаж периоды работы по трудовому договору на территории стран, для которых этот документ вступил в силу (смотрите интервью с руководителем правового департамента ФСС России О.В. Терещенко, опубликованное в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2008 г.; "Горячая линия: пособия за счет средств ФСС России", "Зарплата", N 5, 6, май, июнь 2009 г.; Четыре нестандартные ситуации по расчету страхового стажа (Е.А. Бреева, "Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2012 г.)). Туркменистан и Грузия подписали упомянутое Соглашение, однако для этих государств Соглашение в силу не вступило (смотрите статус Соглашения). Иного международного договора между Россией и Туркменистаном, Россией и Грузией о взаимном признании трудового или страхового стажа не заключено.
Кроме того, обоснованность изложенной позиции ФСС России применительно ко всем случаям работы на территориях бывших союзных республик СССР вызывает сомнения. В рамках отношений по обязательному социальному страхованию под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Трудовой стаж как совокупность периодов трудовой деятельности работника и страховой стаж не являются равнозначными понятиями. Между тем Соглашение не упоминает о страховом стаже, указывая лишь, что трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории Стороны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением (ст. 10 Соглашения). Из этой формулировки не следует, что в связи с предоставлением обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности трудовой стаж этих лиц, приобретенный в государствах - сторонах Соглашения (кроме России), засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении размера пособия по временной нетрудоспособности в РФ.
Наконец, необходимо обратить внимание, что Соглашение распространяется на трудящихся-мигрантов (работников), то есть лиц, постоянно проживающих на территории страны выезда, которые на законном основании занимаются оплачиваемой деятельностью в стране трудоустройства (ст. 2 Соглашения). Таким образом, под работниками в Соглашении понимаются лица, постоянно проживающие в одном из государств - сторон Соглашения и при этом осуществляющие трудовую деятельность на территории другого государства. Следовательно, Соглашение не распространяется на лиц, осуществляющих трудовую деятельность в государстве, на территории которого они постоянно проживают. То есть Соглашение не применимо, например, к гражданам РФ, состоящим в трудовых отношениях с российским работодателем, которые ранее постоянно проживали на территории другого государства - стороны Соглашения и трудились по договорам, заключенным с местными работодателями.
Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации периоды работы сотрудников после 01.01.1991 на территории Туркменистана и Грузии засчитываются в их страховой стаж при исчислении пособия по временной нетрудоспособности только при условии, что работодатели, с которыми такие сотрудники состояли в трудовых отношениях при осуществлении трудовой деятельности на территории этих государств, обязаны были уплачивать страховые взносы (налоги) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в РФ. То же касается осуществления трудовой деятельности в иных государствах - бывших союзных республиках Союза ССР по трудовым договорам, заключенным с местными работодателями, гражданами РФ, которые в настоящее время постоянно проживают на территории России и трудятся у российского работодателя, кроме случаев, когда возможность учета трудового стажа, приобретенного в таких государствах, при исчислении страхового стажа в РФ предусмотрена международным договором Российской Федерации, заключенным с соответствующим государством. В противном случае учитывать время работы в этих государствах при определении продолжительности страхового стажа у работодателя оснований не имеется.
Отдельно следует отметить, что в соответствии со ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Таким образом, периоды работы в Беларуси в полном объеме учитываются при определении страхового стажа для целей исчисления пособия по временной нетрудоспособности в РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
13 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.